Почему нельзя рано приучать к горшку?

Животрепещущий вопрос – когда малышу пора на горшок. Он волнует молодых мам особенно остро, когда на прогулке в парке ее удивленно спрашивают: «А Ваш все еще в памперсах? Мой до года уже на горшок ходил!» Нагнетать атмосферу могут и бабушки со своими советами о том, как держать малыша над ванной, приговаривая «пис—пис», начиная с 2-3 месяцев. В итоге начинает казаться, что приучать нужно как можно скорее. Но это не так!

Ранние походы на горшок – тренировка родительской ловкости и упорства, но не умения малыша. Дело в том, что до годовалого возраста ребенок физиологически не может контролировать эти процессы. То есть опорожнение кишечника и мочевого пузыря происходит рефлекторно – при переполнении, в любом месте и в любое время, без участия головного мозга. Ребенок попросту не испытывает желания пописать или покакать.

Возвращаясь к опытным мамам, у которых ребенок с 6 месяцев писает под характерное «пис-пис-пис» – это не сформированный навык опрятности, это безусловный рефлекс. В голове ребенка прочно связался звук с мочеиспусканием, однако это неосознанное действие, которое в дальнейшем не приведет к самостоятельных походам на горшок.

Очень важно, чтобы ребенок дозрел до осознанного желания, до понимания ощущения переполненности мочевого пузыря. Звуковой рефлекс может только отвлекать и мешать этому процессу, а также приводить к возникновению отдаленных проблем.

К тому же в противном случае возникают отдаленные проблемы. Ребенок, который уже полгода, казалось бы, писает на горшок, внезапно отказывается от его использования, а иногда и вовсе демонстративно какает в штаны и всячески противится высаживанию.

Педиатры и психологи объясняют так: это происходит в тот период, когда малыш дозревает физиологически. А родители продолжают сажать его на горшок, приговаривая «пис-пис-пис» и заставляя пописать при пустом мочевом пузыре. Это вызывает активный протест и неприятие. В итоге возникает серьезная проблема, решить которую подчас удается только с привлечением специалистов.

Когда нужно приучать к горшку

горшок.jpg

Есть ли подходящий возраст для начала тренировки? Короткий ответ: нет. Многие родители начинают слишком рано или, наоборот, слишком поздно. И дело тут не в возрасте, а в готовности малыша. При этом нельзя забывать о том, что формирование навыков – процесс индивидуальный, может начинаться раньше или позже указанных сроков, не являясь при этом признаком проблем в развитии.

Первый (и абсолютно важный) вопрос, который родители должны задать, когда дело доходит до высаживания: откуда я знаю, готов ли мой ребенок? Если вы начинаете слишком рано, это может стать стрессом для вас и полным провалом для малыша. Начнёте слишком поздно – и дети так привыкнут писать и какать, когда и где захотят, что горшок будет казаться ненужной штуковиной.

Российские педиатры и их заграничные коллеги утверждают, что большинство детей приучается к горшку в возрасте от полутора до двух лет (18-20 месяцев). Малыш готов и физически, и психологически. Поэтому этап «приучения» проходит для всей семьи быстро и легко. У кого-то этот процесс может устанавливаться и позже, в возрасте 24-32 месяцев.

Каковы же признаки готовности к горшку?

  • Ребенок понимает простые инструкции и может общаться с вами с помощью слов или жестов
  • У него уже развита достаточная координация движений, чтобы спустить или натянуть штаны
  • Самое главное, малыш должен начать понимать, что с ним происходит, что он именно писает (какает). И это происходит с ними здесь и сейчас!
  • Может выражать недовольство грязным памперсом и понимать, что это дискомфортно (гримасы, изменение походки или жалобы на грязный подгузник).
  • Проявляет интерес к тому, что происходит в туалете/ванной или даже пытается подражать взрослым

Советы и рекомендации:

  • Приобретите горшок и объясните ребенку его предназначение. Психологи рекомендуют говорить простыми и понятными фразами, глядя малышу в глаза. Чем короче и проще аннотация, тем больше шансы на успех.
  • Сажайте ребенка на горшок перед сном и после пробуждения, перед улицей и после прогулки. Да, в таких случаях родители ловят правильные моменты. Однако после того, как ребенок успешно пописает в горшок, его хвалят и объясняют, что так нужно делать всегда. Не ждите мгновенного результата, ориентируйтесь на настроение ребенка, не настаивайте, не сажайте насильно, не заставляйте.
  • Не держите ребенка на горшке более 5 минут, не нужно на нем играть или смотреть мультфильмы в ожидании того, когда же малыш все-таки пописает. Лучше посадить три раза, чем держать полчаса – так понимание о назначении горшка формируется правильно.
  • Откажитесь от использования памперсов, у малыша начнет формироваться связь: пописал-мокрая одежда-дискомфорт. Это важнейший момент в понимании предназначения горшка – «инструмента» предотвращения неприятных ощущений.
  • Хвалите ребенка за правильное использование горшка

Информация проверена экспертом

Тиунова Елена

Врач педиатр высшей категории, врач диетолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры факультетской педиатрии и пропедевтики детских болезней Уральского государственного медицинского университета

Приучение к горшку является очень спорной темой. Современные тенденции: дети ходят в памперсах. Гигиенической причины в том, чтобы приучать к горшку, нет. Поэтому вопрос переходит из плоскости гигиены в плоскость социальной нормы и психологических рисков. Общемировой или культурной социальной нормы на этот счет нет. Если есть в Вашем кругу общения, жесткие и однозначные представления о том, в каком возрасте приучать, то вот у Вас такая локальная социальная норма. Я не буду говорить о ней. Буду говорить о том, какие особенности есть при приучении ребенка к горшку на разных возрастных этапах.

Сразу обозначу: я не считаю, что непоправимый психический вред ребенку можно причинить тем, что приучение к горшку происходило на том или ином возрастном этапе. Зато можно причинить вред тем, как это сделано.

Раннее приучение ребенка к горшку

Есть адепты «приучения к горшку» с рождения или первых месяцев. По сути, то, что у них происходит, это не приучение к горшку, а высаживание ребенка, а точнее, держание ребенка в определенные режимные моменты над тазиком, над пеленкой, над раковиной и т.д. Оказывает ли это негативное психологическое влияние на ребенка? Нет.

Есть мнение, что таким подходом родители формируют у ребенка рефлекс. Причем рефлекс писать по часам или писать, потому что сняли одежду. На самом деле они просто подстраиваются под естественные процессы ребенка. Проблемы возникают, только если мама старается все время угадать “когда же”, и все время не угадывает. Если происходят постоянные неудачи, то естественная реакция на неудачу – агрессия. Женщина может срываться на ребенке, а может и подавлять свои чувства, но это тоже сказывается на отношениях с ребенком и окружающими. Поэтому важным моментом является то, что такие вещи стоит делать только в том случае, если Вы именно у своего ребенка, именно у этого ребенка, отследили последовательность выделительных процессов, а не вычислили по звездам, что ребенок должен писать каждые 1,5 часа, а какать 5 раз в день. Тут слово «должен» не уместно. Более того, день ото дня нормы одного и того же ребенка могут разниться. Если возникает малейшее раздражение от результатов «высаживания», прекращаете эту практику! Те, кто так рано начинают высаживать – редкие экземпляры, их опыт недостаточно изучен. Поэтому глобальные выводы о вреде такого подхода у меня вызывают сомнения.

При этом на любом возрастном этапе(и не только касательно горшка) важно то, почему мама решила заняться приучением, и как далеко она готова зайти для достижения поставленной цели. Если для нее важно приучить именно в 1 месяц, чтобы люди видели, что она крутая мать, то проблемы могут возникнуть даже при небольшом отклонении от плана.

Следующим вариантом возраста приучения к горшку является высаживание на горшок в 6-9 месяцев, когда ребенок уже уверенно сидит. Можно высаживать ребенка после сна или, если можете поймать (не со всеми детьми это возможно), то когда ребенок тужится, чтобы покакать. Не считайте это достижением “приучила к горшку”. Вы познакомили ребенка с горшком. Из плюсов такого подхода я могу выделить, что только в этом возрасте можно увидеть, как ребенок рад содержимому горшка, потому что писает или какает в него. До года (в 6-9 месяцев) для ребенка то, что из него что-то льется – это мегакрутой эксперимент. Был горшок пустой, а теперь нет. Они получают удовольствие от созидательного процесса. Правда, восторгаться он будет недельку, вряд ли больше. После этого, если очень хочется родителям, можно начать высаживать каждый час или другие промежутки. Ребенок в этом возрасте обычно не сопротивляется таким предложениям. Если сопротивляется – не настаивайте. Но стоит учитывать, что все равно в год ребенок, очень вероятно, откажется от того, что его отрывают от “дел” ради горшка (даже, когда ребенок уже час терпит и вот-вот из ушей польется). Поэтому я рекомендую высаживать после сна, а в другие режимные моменты – по желанию.

Если решите приучать в 6-9 месяцев, то количество белья в стирке или использованных подгузников станет меньше. Он может начать проситься на горшок, а может и не начать. И если начнет проситься – это тоже не гарантия, что не будет регресса в год или около того.

У ребенка в 6-9 месяцев не возникает конфликта мотивов (типа “я привык писать в штаны, мне это нравится, не буду писать на горшок”). Высаживание на горшок в момент, когда ребенок испытывает желание писать или какать, для него так же естественно, как писать или какать стоя в кроватке, ползая по полу, сидя на стуле. Ребенок не отучается от старой привычки в пользу новой. Мотивация ходить на горшок у него не команда “пись-пись”, а “вау, что это из меня вылилось/вывалилось!”. Мотивация познания и игровая. В этом возрасте человек мыслит через ощущения. Ощущения, новые впечатления, возможность манипулировать предметами (менять их местоположение, форму, извлекать звук…) – это основа интеллектуального развития данного возрастного этапа.

Ближе к году и чаще всего примерно до 1,5 лет – первый кризисный период. В это время приучать к горшку не стоит. Вероятность вызвать стойкий протест, со всеми вытекающими, которыми стращают те, кто против раннего приучения, достаточно высокий! То есть если родители настаивают, а ребенок противится, можно дойти до невротизации ребенка, энуреза, недержания стула, сложностей приучения к горшку, которые могут затянуться надолго. И в итоге «первые станут последними»: подружки, которые начали приучение в 1,5-2 года быстрее приучат, чем те, кто попал в кризис и протест. Собственно, как и родители, которые протянут с приучением до кризиса 3 лет (который может начаться в 2,5-4 года). Так же с проблемами с приучением можно столкнуться, если родители разводятся, был переезд, отпуск, поездка к бабушке (период адаптации), начало посещение сада и любые другие кризисные явления (кризисы бывают не только возрастные!).
Нужно отметить, что и при приучении ребенка к горшку в 6-9 месяцев кризис 1 года чаще всего приводит к отказу от горшка, особенно, если ребенка сажают по часам (после сна ребенок практически никогда не отказывается). Бывает, что ребенок отказывается садиться на горшок и терпит, даже сказав, что хочет в туалет “а-а”, а через 5 минут или сразу же писается. Самым сложным в этот момент является для мамы принятие своего бессилия. Ведь она уже привыкла к мысли, что приучила ребенка к горшку, он не писался уже много месяцев, она рассказала уже всему двору и родне о достижении, а тут такой регресс! Эти чувства матери часто приводят к тому, что она реагирует нежелательным образом. И в итоге получить те же проблемы, что и те, кто начал приучать в год. Тут маму может накрыть вина. И все отношения с ребенком пойти по пути невротизации.

Можно начать приучать к горшку после полутора лет. В данном возрасте самый лучший способ приучить к горшку – это пример. И если в год-полтора Вы столкнулись с отказом от горшка у ребенка, которого познакомили с ним до года, то опять же, преодолеть кризис поможет пример. Берите ребенка с собой в туалет. Объясняйте, что Вы там делаете (теми же словами, что просите от него сделать дела на горшок). Сажайте его на горшок после сна рядом с собой в туалете. Если Вам такой подход неприятен, то подождите еще.

Ближе к трем годам, ребенку бывает достаточно объяснить, что мама и папа писают и какают на унитаз, когда закрываются там. Почитать книжки, которые посвящены теме приучения к горшку, поиграйте в то, что куклы или мягкие игрушки ходят на горшок. В этом возрасте ребенку чуть сложнее понять, когда он вот-вот готов пописать. У него уже есть привычка писать в памперс. То есть у него уже сформировалось мнение насчет того, что нужно делать при появлении специфических ощущений, которые предвещают испражнение и выделение мочи.

Также около 3 лет можно столкнуться с тем, что ребенок после начала приучения к испражнению кишечника в горшок, при появлении у него позыва к дефекации, становится как будто скованным, и отрицает, что хочет какать. Стремиться спрятаться, и сделать дела как привык – стоя. Ведь ребенок, который не приучен к горшку, в 3 года какает чаще всего стоя. Ему тяжело понять, как это делать на горшок. Все же в разных позах мышцы работают немного по-разному. Он может бояться, что мама что-то от него хочет, а он реально не понимает, КАК это сделать сидя. Некоторые дети могут вызывать запор: сдерживают позыв, он проходит. При появлении таких проблем стоит обратиться к врачу. Врач назначает клизмы или свечки. Чтобы не вызвать невротизацию от этих процедур следует выполнять следующие рекомендации:

  • проводить процедуру строго в определенное время, с рекомендованным врачом промежутком.
  • важно разделять отношение к ребенку и требования. То есть “надо покакать” – это норма, НАДО (тут важно, чтоб речь шла о «надо», тогда, когда врач сказал проводить процедуру). Правила должны быть стабильны. Должно быть стабильно выбрано время. Ребенок должен понимать, что процедура неизбежна именно в этих условиях. Тогда она его пугать не будет. Если же родители стараются каждый раз оттянуть момент, каждый раз 2 часа пробуют уговорить ребенка, что это нужно сделать, это приводит к тому, что ребенок усиливает протест. Нужно понимать, что это принуждение, но при этом без агрессии и с выражением любви в целом. Применяйте приемы “активного слушания” могут очень хорошо работать, как раз для смягчения обстановки. “Ты не хочешь уже какать? Да, так бывает. Но тебе все равно нужно избавиться от лишнего. Это важно для здоровья. Так что если не получится у тебя самому покакать, мы поставим свечку”.
  • важно не пугать, что если ребенок не послушается, не покакает сам, то проведете процедуру. А проводить процедуру, чтоб ребенок понял, что процедура дает результат, и что маме важно не отомстить ему за непослушание или напугать, а результат.
  • нужно предупреждать, ребенка о том, при каких условиях будет проводиться процедура: вечером, например, через день (по рекомендации врача), если он не сходил эти 2 дня «по большому». Чтобы он был морально готов. Но нельзя сказать, что сделаешь, и не сделать.

Хочу обратить внимание, что я пишу о случае запора вследствие приучения к горшку. Если запоры мучают ребенка долго, если ребенок еще грудной и т.д. – это все немного другие ситуации. Врач Вам даст другие рекомендации, возможно, включающие употребления клетчатки, овощей, чернослива. Это все не помешает и при психологических причинах запора. Но статья не о лечении этой проблемы.

Несколько слов о распространенных заблуждениях на тему приучения к горшку. Чтобы разобраться в психологии приучения к горшку, нужно понять, зачем вообще люди ходят в туалет? Как они принимают такое решение в идеале? Очевидно, что люди считают нужным свои испражнения скрывать с глаз других людей, как и сам процесс выделения. Это некоторая брезгливость. И она может формироваться после двух лет, по примеру сородичей. Нет исследований на тему о том, когда без родительского примера ребенок сам решит прятать продукты жизнедеятельности. То есть о биологических границах, когда же ребенок без обучения станет сам искать решение проблемы – нет информации. Вывод простой: те, кто говорят, что ребенок созревает до того, чтобы сам понял, что надо так делать – не опираются ни на что. Даже в 3 года ребенка учат ходить на горшок. Бывает, что некоторым детям достаточно 1 разговора на тему горшка с родителями, и пары успешных походов, чтобы приучиться к горшку. Но это все равно обучение.

Слышала точку зрения, что раннее приучение к горшку – это формирование условного рефлекса, поэтому так делать нельзя. И ребенка учат как собачку Павлова. Дрессируют. Ребенок потом вырастет и не сможет пописать без слова “пись-пись”, у него будет невроз и тд. Насчет рефлекса сразу поясню. У человека вся высшая нервная деятельность – сплошные условные рефлексы. Бояться этого слова не надо. Но есть нюансы. Психофизиологи 20 века активно занимались получением нужного поведения с помощью внешней стимуляции. Могли устроить эксперимент с ударами током, как способом наказания за неправильный ответ. Они вырабатывали активно (и часто форсировано) условные рефлексы, ответственные за поведение. Минусом их подхода было то, что, меняя поведение человека, они почти никак не влияли на его мотивацию (то, что его раньше заставляло себя вести именно так, как он себя вел). То есть не снимали внутренний конфликт и причины неприятия нового стереотипа поведения. Этот внутренний конфликт может приводить к плохим последствиям. И таким образом, действительно, нужно быть осторожными в выработке условных рефлексов просто стимуляцией нужного поведения. Но лично мне сложно представить, как такая стимуляция проявляется в приучении к горшку в раннем возрасте, какой может быть конфликт мотивов?

Противники раннего приучения считают, что при раннем приучении ребенок приучается писать, не потому что хочет, а потому что посадили. Посадили – мышцы расслабились, ребенок пописал или покакал. И кстати, многие, кто рано приучал к горшку, подтвердят, что да, когда только приучили ребенка к горшку в 6-9 месяцев, он стал чаще писаться/какаться сидя за столом на стульчике, а не стоя или на корточках. То есть в принципе замечание-то верное. Есть такой эффект. Но знаете что. Авторы данных концепций совершенно не уделяют внимание тому, что у условного рефлекса есть угасание (если не будет подкрепления условного рефлекса некоторое время, то рефлекс исчезнет)! Ребенок, достаточно быстро понимает, что писать и какать надо не просто сидя, но и с соблюдением других условий: без штанов и в специально отведенных местах (на горшке). Тот факт, что сформировался условный рефлекс “какать сидя”, не приводит к тому, что ребенок до школы будет какаться, садясь на стул. И уж тем более не приведет к тому, что ребенок сможет писать и какать, только если его кто-то куда-то посадит. На чем настаивают некоторые теоретики.

Еще есть мнение, что лучше приучать к горшку не до года, а после полутора-двух лет. Утверждают, что в этом возрасте менее вероятен протест. Но в 6-9 месяцев как и в 1,5-2 года протест ребенка возможет только при неправильном подходе или попадании в “плохое настроение” ребенка.

Мы, взрослые, идем в туалет по одной из двух причин: потому, что чувствуем позыв, или потому что долго не сможем в ближайшее время посетить зону удобств (идем гулять, перед дорогой, перед лекцией, перед длительным собранием и тп). То есть это два разных случая: позыв к испражнению или долгосрочное планирование. Этому же мы учим и детей. В саду всех детей высаживают по часам: до прогулки, после прогулки, после сна и так далее. Навык ходить в туалет без позыва необходим. Поэтому те, кто говорит, что это противоестественно лукавят. Неужели сами вдалеке от дома хотят под куст вместо того, чтобы перед выходом на улицу сходить?

Опять же сторонники позднего приучения говорят, о необходимости осознанного со стороны ребенка отношения к горшку: чувствует позыв и просится, идет на горшок перед режимными моментами, потому что в этом возрасте уже понимает, что так надо делать, а не по привычке. Усомнюсь. В 18-24 месяца такого рода осознанности у детей быть не может. Они импульсивны, они склонны не замечать свои позывы в туалет, т.к. заняты более интересным и актуальным для них делом (игрой, просмотром мультиков), да и у них уже есть сформированный рефлекс: появился позыв писать – писай в штаны. О том, что у ребенка в 1,5-2 года может появиться мотив «надо сходить в туалет, т.к. потом будет не сходить» (перед сном, перед прогулкой) нужно сказать отдельно. Ребенку можно рассказывать о последствиях («Сейчас не сходишь – потом описаешься»), дать ему эти последствия ощутить: реально не сходил, реально описался через полчаса – час или не сходил – запросился на улице в туалет, и пришлось уходить с прогулки. Но! Даже если ребенок как мантру за Вами повторяет данные умозаключения и причинно-следственные связи, для этого возраста НЕ ХАРАКТЕРНО ИХ ОСОЗНАВАТЬ! Отложенные последствия частично начинают осознаваться ребенком не ранее трех лет. А вообще действительно характерными они становятся ближе к 5 годам с появлением ощущения времени (а не жизни одним моментом). Не думайте, что если Ваш ребенок может сформулировать умозаключения с причинно-следственными связями (что тоже очень большая редкость для возраста 18-24 мес, когда большинство детей говорит односложными предложениями максимум, а зачастую только отдельными словами), то это говорит, что он готов контролировать свое поведение и принимать решения согласно осознанию отложенных последствий. Такая переоценка ребенка ведет. тадам. опять же к невротизации, и тому же самому, что и неудачное приучение к горшку в 1 год (в том числе к формированию опять же патологического отношения мамы к ребенку).

Есть несколько общих рекомендаций на тему приучения к горшку:

  • В любом возрасте начинайте высаживать сразу после сна. После сна ребенок точно ощущает потребность в том, чтобы пописать. Ребенку проще понять, какие ощущения означают, он хочет писать, как работают его мышцы, чтобы сделать дела.
  • Если ребенок писает в кровать, еще не продрав глаза, то поднимайте его чуть раньше, когда он еще не успел описаться, сажайте на горшок.
  • Какать бывает очень сложно приучить детей, которые тужатся буквально 1 секунду. В любом возрасте. Тут только терпение поможет.
  • В период приучения не допускайте запоров! Для ребенка получение нового навыка – стресс. Увидев повышенный интерес мамы к его испражнениям, он может начать их сдерживать. В 2-3 года, ребенок уже склонен делить свое поведение на правильное и неправильное. И если правильно какать на горшок, то неправильно в штаны. Ребенок старается избегать нежелательного поведения, и может отказываться какать, терпеть, тем самым вызывая запор. Не ждите! Обращайтесь за назначением препаратов от запора к педиатру.
  • Не приучайте к горшку в период адаптации в саду или в первые 2 месяца после глобальных изменений в семье: появление младшего ребенка, переезд, развод родителей, отъезд на все лето или возвращение после него от бабушки к родителям, нахождение в больнице или месяц после возвращения домой и другое.

Самое мое главное пожелание относительно этой темы: «Не спорьте с теми, кто выбрал не тот возраст приучения к горшку, что Вы».

Приучение к горшку: как понять, еще рано или уже пора

Анн Бакюс доктор наук, детский психолог, одна из основоположниц современной французской системы воспитания

Возраст приучения к горшку сильно различается в разных семьях: кто-то высаживает ребенка с рождения, у кого-то горшок появляется ближе к году, а многие мамы, которых вполне устраивают одноразовые подгузники на их малышах, и в 2 года не спешат заняться приучением к горшку. Как понять, что уже пора осваивать навыки опрятности? И почему в возрасте до 1,5 лет малыш, как правило, еще не готов садиться на горшок?

Ребенок до полутора лет: надо ли приучать к горшку?

Единственное, чему можно научить ребенка, это «технике» соблюдения чистоты — где, когда и как это делать. Что касается чистоплотности, определяемой как способность контролировать естественные выделения организма, то она является врожденной. Все млекопитающие в этом плане чистоплотны. В странах или культурах, в которых родители не приучают своего ребенка к горшку в западном понимании, дети тем не менее перестают ходить под себя в возрасте 2–3 лет естественным образом — благодаря развитию своего организма и имитации.

От ребенка, которому меньше 18 месяцев, слишком рано требовать чистоплотности. Куда спешить? Да, подгузники стоят недешево, но они позволяют вашему малышу чувствовать себя очень комфортно, упрощая жизнь также и вам. Однако родители торопятся — ведь в нашем обществе надо быть конкурентоспособным, самым лучшим, самым умелым и самым быстрым! Нужно успеть. Куда?!

Все здоровые дети перестают ходить под себя между 1,5 и 3 годами, даже если их к этому никто не приучает. Воспитание этого навыка поможет вам выиграть только несколько месяцев. Все остальное — это вопрос зрелости и удовлетворения собой: родителям остается лишь четко объяснить малышу, чего именно они от него ожидают.

Никогда не заставляйте

Я настаиваю: строгое вмешательство родителей может обернуться печальными последствиями. Мы требуем от ребенка, чтобы он делал все свои дела в горшок, причем в часы, также определяемые нами. Здесь уже речь не о том, чтобы удовлетворить свою физиологическую потребность, а о том, чтобы сделать приятно взрослым, что чревато для малыша негативными проявлениями в будущем.

Нельзя заставить быть чистоплотным ребенка, который к этому еще не готов либо противится этому. Настаивая, мы сильно рискуем — насилие над телом не проходит бесследно: у одних это приведет лишь к хроническим запорам, другие столкнутся с задержкой развития ловкости рук, физического развития, а затем и развития речи, они могут стать невероятно упрямыми и непокорными, третьи позже начинают страдать от вторичного энуреза, избавиться от которого ой как непросто.

Вам это надо? Нет? Тогда успокоимся и будем рассматривать чистоплотность как естественный навык, который придет в свое время без лишних проблем.

Если хотите, то в этом проявляется настоящее уважение к малышу. Ему нужно дать время проявить способность оставаться чистым — сухой подгузник, способность терпеть и согласие ходить на горшок. А еще понять и принять то, что у него свой ритм развития, который может сильно отличаться от ритма соседского сынишки.

Когда пора приучать к горшку?

Разумеется, вы можете немного ускорить процесс отказа от подгузников, подмечая, в какой момент ребенок захочет на горшок. Однако нельзя приучить ребенка к горшку, дрессируя его, как животное. Он должен быть достаточно взрослым для того, чтобы понять, чего от него ждут и что от него хотят увидеть лишь незначительное усилие над собой.

Чистоплотность, т.е. умение терпеть до того момента, когда получится добраться до специально оборудованного для этого места, является важным этапом развития малыша, достичь которого насилием не получится, так как это требует:

  • развитой нервно-мышечной системы ребенка: мышцы сфинктеров должны стать достаточно сильными и оказаться под его контролем, нервная система должна быть развитой и скоординированной;
  • умственной зрелости: ребенок должен понять, чего ожидают от него родители, а уровень развития его речи должен позволять ему проситься в нужный момент в туалет;
  • эмоциональная зрелость: ребенок должен преодолеть период постоянного несогласия с родителями, чувствовать себя в гармонии с собой и миром, а также желать делать приятно тем, кого он любит.

Ребенок до полутора лет: надо ли приучать к горшку?

Приучение к горшку: когда ребенок готов

Почему ребенок решает, что пора отказаться от подгузников и делать свои дела там, где его просят?

  • Ему хочется повзрослеть, вот он и старается делать все, как взрослые: подобный аргумент очень действен, а решающую роль, пожалуй, оказывает наблюдение за старшими братьями и сестрами.
  • Ему хочется быть чистым, потому что — и он вскоре сам об этом охотно заявляет — гораздо удобнее бегать и прыгать в трусиках, чем в плотных подгузниках.
  • Ему нужно, чтобы родители его любили и восхищались им: у его мамы такой довольный вид, когда он протягивает ей голубой горшок с какашками, что нужно быть очень противным ребенком, чтобы отказать ей в этой радости.

Нормально развивающийся ребенок быстро находит необходимую мотивацию, если, конечно, дождаться момента, когда он будет готов. Тогда чистоплотность не заставит себя долго ждать.

Приучение малыша к горшку — нелегкая тема для многих родителей. В некоторых случаях вопрос решается сам собой — ребёнок без проблем осваивает новые для себя навыки. А некоторые мамы и папы месяцами безуспешно стараются привить малышу «туалетные ритуалы». Предупредить ошибки гораздо легче, чем их потом исправлять. Что родителям точно делать не стоит, чтобы процесс приучения крохи к горшку не затянулся на долгий период?

Смесь для новорожденного

Как понять, какая смесь лучше для новорожденного с точки зрения питательной ценности и наличия полезных веществ для его здоровья и развития: изучаем состав конкретного продукта вместе с экспертом.

Ребёнок не готов к горшку

Ребёнок не готов к горшку

Главная ошибка, которую совершают родители, приучая малыша к горшку — начинают это делать слишком рано. Чуть только ребёнок научится сидеть и ползать, мама и папа «экспериментируют» — высаживают кроху на горшок. Но в 6-8 мес. малыш ни морально, ни физически к таким нововведениям не готов! Вполне естественно, что он будет всячески сопротивляться незнакомым ритуалам.

Момент начала обучения индивидуален. Осознанное желание у ребёнка использовать горшок именно по назначению, а не надевать его себе на голову, появится не раньше полутора лет. До этого же периода рефлексы развиты плохо — малыш не умеет контролировать позывы в туалет, не сидит на месте ни секунды. А если и решили практиковать ранние высаживания малыша на горшок, то делайте это не ранее, чем он научится уверенно сидеть самостоятельно. И будьте готовы к тому, что, даже если вы и поймаете «момент», то это будет лишь случайность. Пожалуй, единственное, чего вы добьетесь — экономия подгузников. Для ребёнка же это ничего значить не будет — назначение горшка от пока не в состоянии понять. К осмысленному хождению в туалет это не имеет никакого отношения.

Ребёнок должен быть эмоционально и физически готов к освоению новых навыков — уверенно сидеть и ходить, хотя бы по несколько часов в день оставаться сухим, контролировать позывы в туалет, не бояться горшка. Не стоит думать, что ваш малыш «не так» развивается, если к 1,5 г. он так и не полюбил горшок, тогда как «одаренный» ребёнок соседки уже освоил этот навык. Всему свое время! Не слушайте сказок, как у кого-то малыш уже в полгода просился на горшок — такого не бывает!

Неподходящий период

Скорее всего, ребёнок будет всячески противиться освоению новых навыков, если родители выбрали неподходящий период времени для начала обучения. Кроха очень чутко реагирует на малейшие изменения в привычном ритме жизни.

Немного отложите процесс обучения к горшку, если малыш заболел или у него режутся зубки, если вы переехали или начали водить ребёнка в ясли, если сейчас осваиваете какой-то другой навык (например, самостоятельный прием пищи). Возможно, придется переждать и кризис одного года, когда ребёнок высказывает свое несогласие буквально во всем. На период обучения, чтобы малышу было совершенно комфортно, постарайтесь оградить его от эмоциональных потрясений.

Ребёнок стойко упирается? Кричит и извивается, когда вы высаживаете его на горшок? Обойдемся без принуждения. Отложите обучение на несколько месяцев. Пройдет время и все наладится — можно будет заново познакомить ребёнка с горшком.

Строгость родителей

Строгость родителей

Приучение к горшку — не тот момент, когда родители должны проявлять излишнюю строгость. И тем более, не стоит наказывать кроху за неудачи. У ребёнка в первые недели (а может, и месяцы) наверняка не будет ничего получаться. Малыш ненароком испачкался или потрогал пальчиком результаты своих стараний? Реагируйте спокойно, каждый раз объясняя, что и как делать. Хвалите за маленькие достижения.

Дайте малышу время — не кричите, не ругайтесь, не сравнивайте с другими детьми. Это может только осложнить процесс — ребёнок будет пугаться от одного только вида горшка.

Непоследовательность действий

Малыш не может одномоментно научиться ходить на горшок. Строгость не поможет — это мы уже поняли. Но и формальный подход, без какой-либо продуманной системы положительных результатов не даст! Если задались целью начать приучение к горшку, действуйте методично и последовательно. Высаживайте на горшок каждый день, а не от случая к случаю. Постоянно напоминайте ребёнку, куда теперь он должен ходить в туалет. Привлекайте к помощи игрушки — в игровой форме показывайте и рассказывайте о «туалетных ритуалах». Так малышу будет интереснее и понятнее.

Для формирования любого из навыков, которые по мере взросления познает ребёнок, нужно время и системный подход. Будьте готовы к маленьким неудачам. Зато впереди большая победа!

Мания горшка

Родителей часто одолевает настоящая мания горшка. Решив во что бы то ни стало приучить чадо к горшку, они идут «во все тяжкие» — высаживания на горшок каждые полчаса, не позволение встать, пока не закончены все дела. Болезнь или явное нежелание малыша — маме и папе все нипочем, они продолжают упорно идти вперед к цели. Это явно не тот метод, который ускорит процесс!

Будьте более гибкими в вопросе приучения к горшку, прислушивайтесь к ребёнку, учитываете его особенности развития.

Малыш постоянно в подгузнике

Маленькие дети постоянно в подгузниках. А потом родители резко забирают то, что позволяет крохе постоянно чувствовать себя комфортно. Резкая смена «привычек» на пользу обучению к горшку не идет.

Ребёнку нужно дать время на адаптацию — пусть привыкнет к тому, что подгузников скоро совсем не будет. Как минимум за 2-3 мес. до планируемого начала обучения пореже надевайте малышу подгузники — желательно только на прогулку и на ночь. Быть мокрым ребёнку наверняка не понравится, и он быстрее научится пользоваться горшком.

Постоянная помощь родителей

Постоянная помощь родителей

Малыш через какое-то время должен сам уметь снимать одежду и усаживаться на горшок. Но как он это освоит, если мама ему постоянно помогает?

Да, на первых порах помогать нужно, ведь следует научить ребёнка всем навыкам. Но чуть позже, когда малыш уже начинает проявлять желание все сделать самостоятельно, дайте ему больше свободы.

Чтобы ребёнку было проще справляться с этим нелегким делом, подберите подходящую одежду для дома. Ему будет трудно одолеть сложные заклепки, замки и молнии на штанах, поэтому подойдут те, что на резинке.

Горшок где попало

Для многих деток даже в простейших бытовых навыках важны постоянные ритуалы. Поэтому отведите для горшка строго определенное место. А то может получиться так, что, не найдя свой «туалет» в привычном месте, малыш все дела сделает в штаны.

В этом вопросе обязательно посоветуйтесь с ребёнком. Спросите у него, а где он хочет, чтобы стоял его личный горшок.

Читайте далее

Ребенок со слабым иммунитетом: как укрепить здоровье?

Малыши со слабым иммунитетом нуждаются в его укреплении. Но как повысить защитные силы организма, если ребенок постоянно болеет?

Колики у грудничка: почему болит животик?

Колики у грудничка: есть ли повод для беспокойства? Колики: в чем причина? MedAboutMe делится советами, что делать родителям при появлении колик.

Колики у детей: причины и лечение

Как родителям и детям преодолеть этот сложный и неприятный детский период колик и не впасть в отчаяние?

Как лечить колики малыша: практические советы родителям

Какие средства могут помочь при коликах у ребенка, какие средства могут применить родители, чтобы помочь крохе.

Как организовать уход за пожилым человеком: варианты на дому и в пансионате

«Спокойствие, только спокойствие!»: как быстро победить стресс

Часто в стрессе человек совершает необдуманные поступки, о которых позже жалеет. Как же быстро успокоиться и не поддаваться эмоциям?

Стресс и болезни

Гипертония, диабет, астма, мигрень, экзема, хроническая бессонница – лишь незначительная часть возможных последствий длительного воздействия стресса

Влияние стресса на психику и здоровье: способы борьбы с ним

Влияние стресса на психику и все здоровье человека в целом невероятно огромно, но с ним можно и нужно бороться, искать пути выхода негативных эмоций.

Снимаем стресс: 8 расслабляющих хобби

Простые способы избавиться от усталости и стресса

Как избавиться от стресса с помощью простых, но действенных способов? В ваших силах помочь себе восстановить эмоциональное состояние.

Средства от цистита

Белок красоты и здоровья: как выбрать коллаген?

Смесь для новорожденного

Как понять, какая смесь лучше для новорожденного с точки зрения питательной ценности и наличия полезных веществ для его здоровья и развития: изучаем состав конкретного продукта вместе с экспертом.

Лимфедема после мастэктомии: консервативная терапия и профилактика

Стрессовое недержание мочи у детей: причины, лечение

Стрессовое недержание мочи у детей: возможные причины. Что делать, при возникновении стрессового недержания мочи у ребёнка?

Аватар автора

Некоторые дети пользуются горшком с полутора лет, другие ходят в подгузниках и в четыре года.

В каком возрасте стоит приучать к горшку, сколько в норме длится процесс и почему бывают откаты, мы спросили детского психолога и автора ютуб-канала «О воспитании научно» Ирину Воробьеву.

— Почему туалетная тема болезненна для многих родителей?

— До полутора лет ребенка можно сделать за него практически все: занести в автобус, если не хочет заходить, помочь надеть одежду, если у него не получается. Можно уговорить съесть гречневую кашу на завтрак или выстроить день так, что вечером ребенок ляжет спать раньше.

Туалет — это первый вызов, когда ребенок «заявляет»: «Ты не можешь сделать это за меня». Для многих мам это эмоциональный триггер, который связан с ощущением бессилия. Мама не может ни контролировать это, ни делать за ребенка, результат полностью зависит от его действий.

Плюс появляется социальное осуждение. Бабушки говорят: «Что ты за мать, если не можешь отучить ребенка от подгузников в полтора года?» Более опытные подруги дают советы, но они не работают.

Получается замкнутый круг: мама нервничает, ребенок понимает, что теряет контакт с близким человеком, и процесс затягивается.

Рассылка о том, как растить детей

— Есть мнение, что до трех лет ребенка бесполезно приучать к горшку. Так ли это?

— Единой нормы нет. Все обусловлено традицией, культурой того общества, где воспитывается ребенок.

Так, в некоторых племенах Амазонки родители носят детей на руках до двух лет, и женщины по невербальным сигналам понимают, когда ребенок решит пописать или покакать. И реагируют мгновенно, в нужный момент отодвигая от себя малыша. Соответственно, когда дети начинают ходить, проблема приучения к туалету не стоит.

В США, напротив, дети могут и в пять лет ходить в подгузниках. Обычно никто не беспокоится по этому поводу.

В России нормы другие. Условия жизни наших бабушек и мам подталкивали к тому, чтобы приучить ребенка к горшку раньше: одноразовых подгузников не было, а стирка была проблемой. Сейчас проще. Подгузники — это не хорошо и не плохо, но в современном обществе редко какая мама обходится без них. Поэтому дети, как правило, приучаются к горшку позже. Это факт. Но в России не принято, чтобы в подгузнике был ребенок старше трех лет: в этом возрасте большинство идет в детский сад, а воспитателям удобнее, чтобы все дети могли пользоваться туалетом.

Физиологически к 18 месяцам ребенок уже, как правило, может контролировать процесс мочеиспускания, но это необязательно означает, что он созрел психологически. Опыт племен показывает, что можно приучить к горшку и раньше, но тогда всю работу берет на себя мама, которой приходится отслеживать сигналы.

В итоге ученые сходятся в том, что возраст не может быть строгим критерием, так как у каждого свой темп развития и разная социальная ситуация.

— Как понять, что пора приучить ребенка к горшку?

— Важно понимать, что умение пользоваться горшком — часть психического созревания. Вот основные признаки, которые показывают, что ребенок, скорее всего, готов.

Умеет самостоятельно снять и надеть штаны. Ребенок должен понимать, что владеет ситуацией и что когда захочет в туалет, без проблем справится с одеждой.

Может присесть на корточки и пробыть в таком положении какое-то время, а потом встать. Большинство детей к году овладевает этим навыком. Но надо обратить внимание на отсутствие моторных задержек.

Обложка статьи

Может немного подождать. Поэтому важно не удовлетворять потребности сиюминутно, а учить немного потерпеть.

Например, малыш подходит и говорит: «Мама, я хочу пить». Или не говорит, а показывает жестами. Стоит не лететь на кухню, а сказать: «Я сейчас налью тебе воду. Можешь, пожалуйста, чуть-чуть подождать?»

Если есть проблемы с самоконтролем или дома все потребности удовлетворяются молниеносно, приучить к горшку будет сложнее: чтобы дойти до туалета и снять штаны, нужно время.

Проявляет интерес к туалетной теме: пытается исследовать, что осталось в подгузнике, следит за тем, как писает или какает.

Начинает стесняться. Например, когда писает, прячется за шкаф или дверь, уходит в ванную или за диван, даже если еще не пользуется горшком.

Может обратиться к маме или другому взрослому с просьбой. Когда ребенок маленький, родители часто долго игнорируют его, и он привыкает требовать своего с помощью крика. Или реагируют на просьбы слишком быстро, не выдерживая паузу, например, чтобы уточнить, что ребенок имеет в виду. В итоге потом ему сложно сообщить, что он хочет в туалет.

Еще есть мнение, что приучать к горшку надо тогда, когда ребенок начинает испытывать дискомфорт. Но надо понимать, что малыш привык к ощущениям теплоты и мокроты, для него они нормальны. Поэтому полагаться на чувство дискомфорта не стоит.

Более того, часты случаи, когда ребенок вроде приучился к горшку, но какает исключительно в подгузник. Это тоже может быть связано со знакомым ощущением, и отсутствие теплоты от кала или привычной позы стоя вызывает тревогу.

— Как научить пользоваться горшком?

— Родители должны использовать все доступные способы: разговаривать с ребенком, читать книжки и смотреть мультфильмы на туалетную тему, показывать горшок и объяснять его предназначение. В полтора года ребенок способен понять, что от него хотят.

Если малыш по-прежнему предпочитает писать и какать в подгузник, плачет, когда садится на горшок, тот лучше убрать. Настаивать нельзя ни в коем случае, потому что на этой почве возникает много детских травм. Просто ребенок не готов.

Через неделю можно предложить попробовать еще раз. Если ребенок сопротивляется так же , горшок снова стоит убрать.

В норме процесс приучения занимает от двух недель до полутора месяцев, но иногда может потребоваться больше времени.

— Часто сначала приучают к горшку днем, а на ночь оставляют в подгузниках. Это разумный подход?

— В моей практике есть огромное количество детей, которые приучились ходить на горшок сразу. Да и моя старшая дочка с полутора лет не писала ночью, так как у нее был глубокий сон.

Не могу сказать, что ночной и дневной туалет — это какие-то отдельные истории. Просто часто дети писаются ночью, потому что так крепко спят, что не могут проснуться. Тогда лучшее решение — надеть подгузник или использовать впитывающие пеленки. Как только сон нормализуется и ребенок научится пользоваться горшком днем, подгузник можно будет снять.

В любом случае будить точно не стоит, так как из-за этого может нарушиться сон. Исключение: если ребенку около шести лет, вы боретесь с ночным энурезом и это была рекомендация врача именно в вашем случае.

Обложка статьи

— Некоторые родители ставят горшок в гостиную или коридор, аргументируя тем, что ребенок может не дотерпеть до туалета. Стоит ли так делать?

— Это снова история о том, что ребенок должен уметь немного подождать. В полтора года он уже может добежать от гостиной до туалета. Поэтому лучше ставить горшок туда, где вы хотели бы , чтобы он стоял постоянно.

К тому же туалет — это интимная тема для нашей культуры, и ставить горшок там, где ребенок будет сидеть на виду у всех, совершенно ни к чему. Это не поможет приучить быстрее.

— Есть ли разница между горшками с психологической точки зрения?

— Главное, чтобы ребенку было удобно сидеть. Например, есть очень низкие горшки, а есть горшки повыше: важно учитывать габариты и возраст ребенка.

Еще продают музыкальные горшки. Суть в том, что внутрь встроен музыкальный модуль, который срабатывает, когда ребенку удается воспользоваться горшком по назначению. Предполагается, что «награда» обрадует малыша, он захочет повторить успех и так быстрее отучится от подгузников.

Обложка статьи

В музыкальных горшках нет ничего плохого, но я точно знаю, что есть дети, которых внезапные звуки пугают. Даже если ребенку понравится музыка, он послушает ее раз, другой, но потом она наверняка надоест и ему, и родителям.

Зато с мальчиками хорошо работают специальные стикеры, которые можно наклеивать на стенку унитаза или горшка. Если попасть на такую наклейку мочой, проявится картинка. Так можно уменьшить количество разбрызганной мочи, поскольку ребенку становится интереснее попасть в цель и он сосредотачивается на процессе. Возможно, такие наклейки работают и на девочках.

— Могут ли ускорить процесс книги и мультфильмы на туалетную тему?

— Любая информация может быть полезна, но прибегать к этим вспомогательным средствам стоит лишь для того, чтобы в очередной раз поговорить о горшке. То есть включить ребенку мультфильм и отойти в сторону — не сработает.

Мультфильм может быть полезен, если взрослый после совместного просмотра обсудит сюжет с ребенком, что-то пояснит. А затем еще окажет моральную поддержку, пока малыш пытается повторить за персонажем, и похвалит, если ребенок сделает все правильно. Но возлагать на мультфильмы и книги большие надежды не стоит.

Мультфильмы из серии «Про Миру и Гошу» создаются на пожертвования: поддержать команду можно на сайте проекта

— Как быть, если у ребенка есть какой-то страх?

— Причина может быть физиологической или психологической.

Физиологическая может проявляться, например, в том, что ребенку больно какать из-за запора, и он начинает максимально оттягивать этот момент. Чтобы помочь, надо наладить питание: твердый кал, как правило, возникает, если ребенок ест много сладкого и мучного. Следовательно, надо ввести в рацион больше овощей, жидкости. Кал станет мягче, и постепенно страх уйдет.

Психологическая причина может быть связана, например, со страхом осуждения, если мама ругает ребенка за грязь, за то, что он испачкался на улице или вымазался в красках. Идея отвращения к грязи довольно мощная в славянской культуре, и ребенок ее считывает. Он начинает думать, что во время похода на горшок тоже создает грязь. А грязь — это плохо. Усугубляется все тогда, когда родители начинают винить ребенка, что он облил пол или, к примеру, опрокинул горшок. Соответственно, это будет останавливать его от того, чтобы делать все спокойно и вовремя.

Обложка статьи

В Европе к грязи относятся проще: люди не снимают обувь на входе, не переодевают уличную одежду. Можно, конечно, сказать, что все объясняется грязным межсезоньем в России, но это правда лишь отчасти. У нас действительно есть стойкое отвращение к грязи, как к чему-то внешнему, чужому, незнакомому, постороннему.

Американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско Пол Экман описывает феномен отвращения как проявление антипатии к неприятному вкусу, запаху, виду, звуку, прикосновению. Мощные триггеры — продукты жизнедеятельности: рвота, моча, кал, гной, слизь, кровь. Это то, что может вызывать отторжение, неприятие. И ребенку иногда сложно принять, что он производит на свет такие ужасные вещи.

Поэтому в возрасте четырех-пяти лет мы видим туалетный юмор, с помощью которого дети пытаются освоить культуру и осмеять чувство отвращения.

— Как не отбить желание пользоваться горшком?

— Главное — не стоит стыдить, винить, настаивать и самим переживать и нервничать. Надо доверять ребенку, понимать, что он может научиться пользоваться горшком.

Еще полезно масштабировать проблему. Сказать себе: «Через год эта проблема наверняка уйдет из моей жизни. Стоит ли тогда так переживать?»

— В каком возрасте ребенка следует задуматься, если он так и не пользуется горшком?

— В нашей культуре — в четыре года. В этом возрасте ребенок хорошо себя контролирует, понимает, чего от него хотят, знает, что взрослые не ходят в подгузниках, как и большинство его сверстников. Соответственно, если он не пользуется горшком — это решение семьи. Например, мама не считает это важным. Еще ребенок может просто не думать об этом, так как привык, что родители решают все сами, или наоборот, отстаивать таким образом свою самостоятельность.

Мы не обсуждаем в этой статье энурез. Если у родителей есть подозрения на диагноз, надо посетить педиатра. Но у ребенка могут быть и психологические проблемы, и это необязательно задержка психического развития. У меня был случай, когда при маме ребенок пользовался горшком, но как только она оставляла его с отчимом, отказывался наотрез. Просто потому, что у него был конфликт с отчимом.

Нужна совместная работа педиатра и психолога, и я рекомендую выбирать специалистов, которым вы доверяете.

Обложка статьи

— Почему у ребенка может возникнуть откат?

— Психолог Лев Выготский называл это неравномерностью развития психических функций. Есть периоды, когда одна функция доминирует — это период ее наиболее интенсивного развития, в это время остальные функции оказываются как бы на периферии. Но со временем связи меняются, и в центр выдвигается другая функция, а та, что доминировала еще недавно, начинает работать хуже. В таком случае волноваться не стоит.

Также откаты бывают, когда в жизни ребенка возникают серьезные перемены: развод родителей, переезд, смена детского сада, рождение еще одного малыша. Чаще всего откат связан не только с туалетом, но и с едой, сном. Это говорит о том, что ребенок не слишком благополучно переживает возникшую ситуацию и ему нужна помощь. В таком случае не надо надеяться, что все нормализуется само собой. Стоит спросить себя, как вы можете помочь малышу и, возможно, обратиться к психологу.

— Некоторые покупают специальные насадки на унитаз и минуют стадию горшка. Есть ли в этом смысл?

— Ребенку все равно. Если он у вас рослый, ему неудобно сидеть на горшке или он хочет пользоваться унитазом, как взрослый, есть огромное количество насадок: с лесенкой, без лесенки. Они могут быть опробованы, равно как и разные горшки.

Ничто из этого не лучше и не хуже. Просто не надо слушать подружек, которые вам скажут: «Слушай, я купила такую насадку, и с первого раза проблема решилась». С вашим ребенком может быть иначе. Это пространство для экспериментов, и никакие приспособления не объяснят ребенку лучше вас, как ходить в туалет.

Материалы, которые помогут родителям сохранить бюджет и рассудок, — в нашем телеграм-канале @t_dety

Соседский мальчик с трех месяцев приучен к горшку, и «сухие» ночи в их семье — норма жизни, а вашему ребенку уже больше 3-х лет, и он все еще спит в памперсе? Постойте рвать на себе волосы. Давайте разберемся, что делать и какая ситуация действительно может стать поводом для волнения.

«Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (или энурез) — понятие сложное и очень объемное. Но первое, что хочется сказать родителям, — с этой проблемой вы не одиноки, у 10% детей выявляются или в прошлом выявлялись те или иные проблемы с мочеиспусканием. При этом важно помнить, что если вашему ребёнку менее 4,5-5 лет, то паниковать не стоит», — уверена врач-нефролог отделения почечной терапии (диализа) Мариинской больницы г. Санкт-Петербург, младший научный сотрудник института экспериментальной медицины НМИЦ им. В. А. Алмазова Дарья Садовская.?

Горшок к году — это реально?

Как рассказала Садовская, до возраста полугода у детей имеется так называемый «незрелый тип мочеиспускания». Ребёнок еще не может самостоятельно контролировать процесс, все происходит рефлекторно до 20 раз в сутки. И только начиная с 6 месяцев малыш потихоньку начинает ощущать наполнение своего мочевого пузыря и позыв сходить в туалет. Поэтому всем тем, кто пытается бежать впереди паровоза и подсовывает горшок еще толком не умеющему сидеть ребенку (или держит его над ванной), следует посоветовать успокоиться, попить валерьянку и немного подождать.

«С года условный рефлекс к опорожнению мочевого пузыря у ребенка становится более выраженным, к тому же увеличивается и объём этого органа, — рассказывает врач-нефролог Дарья Садовская. И вроде бы уже можно ожидать от крохи того, что он начнет проситься на горшок. Но нет. И это тоже нормально, потому что только к 3-5 годам формируется „зрелый тип мочеиспускания“. Это означает, что малыш созрел для того, чтобы ходить в туалет и днем, и ночью, как это делают все люди, и совершать эту физиологическую функцию на автомате, без „промахов“. К этому возрасту ребенок уже может пописать не только тогда, когда ему „приспичило“, но и по вашей просьбе (например, перед выходом из дома, „на дорожку“). Также он уже умеет задерживать и даже останавливать мочеиспускание во время самого процесса, а также предпочитает уединение в эти интимные моменты и соблюдает гигиену».

Хотелось бы поскорее

Но многие родители не желают ждать 3-4 и больше лет, чтобы ребенок дозрел. Памперсы нынче дороги, да и мягкую мебель портить не хочется. Особенно сильно на них давит общественное мнение и рассказы «правильных» мам и бабушек, у которых дети уже с года не мочат штанишки ни днем, ни ночью.

Из-за такого давления родители начинают «дрессировать» детей, высаживая их на горшок по сто раз на дню. И, к сожалению, даже ночью. Тем самым они им не помогают, а лишь ломают им психику, так как задают своим чадам тот темп развития, за которым детская физиология просто не поспевает.

«Это может привести к развитию у ребенка такого нарушения, как нестабильный мочевой пузырь, причиной которого, помимо нарушений уродинамики, очень часто становятся именно такие «дрессировки», — предупреждает Дарья Садовская.

Поэтому если ваш ребенок, которому еще нет 5 лет, периодически писает по ночам в кровать и иногда совершает «промашки» днем, ни в коем случае его за это не ругайте и не позволяйте этого делать другим (бабушке, воспитательницам в саду).

Есть, конечно же, и более объективные показатели: количество мочеиспусканий и объём мочевого пузыря. Все они тоже должны соответствовать возрастной норме. И если отклонений никаких нет, ждите себе спокойно 5-летнего юбилея ребенка, и не портите ни себе, ни ему нервы.

Пик — с 3 до 7 лет

«Самый пик проблемы ночного энуреза приходится на возрастную группу от 3 до 7 лет, — говорит Дарья Садовская, — при этом я бы хотела сразу успокоить родителей: в 90% случаев энурез носит функциональный характер. Это значит, что у малыша нет никаких анатомических причин ни в голове, ни на уровне мочевыводящей системы, чтобы он продолжал мочить кровать по ночам. Как правило, причина этих огрехов — в задержке созревания центров регуляции мочеиспускания. Другими словами можно ответить именно так, как говорят соседки по подъезду: ребёнок перерастёт, просто ждите».

Зачастую проблемы с нарушением мочеиспускания проходят самостоятельно аж к 12-14 годам, но это вовсе не значит, что в течение этих долгих лет родители не должны ничего делать. Ведь за этот долгий срок энурез может послужить пусковым механизмом к развитию инфекционных и воспалительных процессов. Нестабильный мочевой пузырь может привести к развитию пузырно-мочеточникового рефлюкса и возникновению рецидивирующих инфекций. Да и психологический аспект никто не отменял, это действительно трудно (как для родителей, так и для самого ребёнка), когда у малыша нет контроля мочеиспускания.

В общем, обращение к детскому нефрологу или урологу с ребенком старше 5 лет, у которого есть проблемы с горшком, лишним точно не будет.

Чистый и сухой – забота мамы или ребенка? Надо ли учить проситься на горшок

Те, кто читал книги Бауэр и Ледлофф, знают, что естественная гигиена младенцев — вовсе не то же самое, что раннее приучение к горшку. Эти два понятия отличаются возрастными рамками ребенка, организацией процесса и, самое главное, целеполаганием. Основная цель естественной гигиены — не «приучить к горшку как можно раньше», а «помочь ребенку научиться распознавать сигналы собственного тела». Это очень важно!

Высаживание – или раннее приучение к горшку? 5 ошибок мам

Поэтому естественная гигиена важна с самого рождения: именно новорожденному младенцу непонятны новые для него позывы животика, и он нередко подолгу хнычет, не зная, как поступить со своим дискомфортом. Малышу предлагают грудь, меняют подгузник, носят его на руках и развлекают, но все это не приносит ожидаемого результата, и ребенок продолжает беспокоиться или плакать. В этот ряд нужно включить высаживание — часто именно оно позволит решить проблему.

Примерно к полугоду эта потребность у младенца снижается, поскольку хорошо ли, плохо ли, но обращаться с потугами в нижней части живота он уже научился. Сторонники естественной гигиены нередко называют подобную ситуацию «приучением (хоть и непреднамеренным) ходить под себя».

С появлением одноразовых подгузников многие начали понимать естественную гигиену младенцев как отказ от них, что еще менее верно. Большинство мам, высаживающих малышей, регулярно пользуются если не одноразовыми, то уж наверняка многоразовыми подгузниками. С необходимостью подгузника на улице в холодное время года никто обычно не спорит. Редко кто спорит и с тем, что подгузники уместны в общественном месте (магазине, кафе, поликлинике), в гостях и при гостях. Обычно вполне достаточно снять подгузник, когда мама находится дома вдвоем с ребенком либо со старшими детьми. Даже ненадолго, на три-четыре часа в день.

Когда мне впервые задали вопрос в такой формулировке: «Сталкивались ли вы с перегибами при высаживании» — я с трудом сдержала ответ «перегибов в высаживании быть не может». Подумав, сформулировала иначе: перегибы, конечно, возможны, но я бы не относила их к естественной гигиене и прислушиванию к потребностям ребенка. Быть слишком внимательным к потребностям малыша, действительно, нереально.

Излишняя строгость

Считаю, что маленьких детей нельзя наказывать за туалетные проколы. Больших детей за них тоже наказывать не следует: заигравшийся и не дотерпевший до туалета четырехлетний ребенок поймет, что неправ, и без ругани: по тому, как мама вздохнет, оторвавшись от дел на ликвидацию последствий туалетного прокола, по реакции сверстников — уж они-то не смолчат деликатно. В случае прокола я бы вообще не комментировала ситуацию, а вместо этого привлекла ребенка к ликвидации последствий. Совершенно спокойно: снимай штаны, клади в стиральную машину, мой попу, вытирайся. К замене описанного постельного белья ребенка тоже вполне можно привлечь.

Когда мне рассказывают о том, как на годовалых детей кричат и шлепают за лужи, я бываю ничуть не в меньшем негодовании. Но, думаю, никто всерьез не считает естественную гигиену и излишнюю строгость неразделимыми.

Излишний «перфекционизм»

К этой категории ошибок я отношу боязнь проколов и луж на полу. Поверьте, это не страшно: пусть лужа на полу будет самой большой вашей проблемой. Период проколов бывает у всех детей и избежать его полностью невозможно. Просто примите эту ситуацию.

Излишняя демонстративность

Туалетные вопросы — дело ваше и вашего ребенка, отчасти оно может затрагивать других членов семьи. На попытки остальных вмешиваться в их решение вполне допустимо ответить: «Спасибо, мы сами разберемся».

Однако важно учитывать и то, что другим людям может быть неприятно наблюдать последствия отправления естественных потребностей (это, кстати, не только высаживание, но и замена подгузника) в их присутствии либо в их доме. Если вы в гостях и хозяева не одобряют «безподгузность», стоит соблюдать их правила. Хотя лично я в такой ситуации задумалась бы, стоит ли идти в такое место, ведь есть и другие, где ваши правила поведения никого не смутят.

Высаживание – или раннее приучение к горшку? 5 ошибок мам

Ожидание слишком ранних результатов

Даже если вы высаживаете ребенка с рождения, скорее всего, он окончательно перейдет на горшок в возрасте от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев. Это чуть раньше «среднепамперсного», но я встречала нескольких мам, пользовавшихся подгузниками довольно много, и добившихся почти таких же результатов. Может, на два-три месяца позже, может, с чуть большим количеством проколов, но сопоставимых.

Очень частый вопрос: ну, почему-у-у же ребенок не готов к переходу на горшок раньше полутора лет?

Буду краткой: я не знаю. Точнее, мне известно небольшое количество детей, которые освоили этот навык совсем чуть-чуть раньше.

В раннем детстве большинство внимательных мам замечают потребность ребенка чуть раньше, чем ее осознает и сможет выразить сам малыш. Младенец чмокает губами — мама осознает, что он голоден, годовалый ребенок кричит и капризничает — мама понимает, что он устал. По этому же принципу мама может чуть раньше заметить потребность ребенка как в посещении туалета, так и в желании ходить в туалет как взрослый.

Чтобы немного ускорить процесс, можно попробовать:

а) объяснить либо позволить осознать последствия (штаны будут мокрыми, мама вздохнет и пойдет все отмывать и т.д.);
б) максимально передать ребенку ответственность за последствия. Иначе говоря, с началом уверенного самостоятельного хождения малыша берет тряпку и идет вытирать пол не мама, а сам ребенок, притом независимо от того, хочет ли он делать это прямо сейчас. Возможно даже, что пару раз малыш устроит лужу нарочно, из желания ее вытереть. Но он обязательно и довольно быстро в это наиграется.

Подмена целей

Я, конечно, не считаю, что здоровый ребенок при любой организации туалетного процесса когда-нибудь может «привыкнуть ходить в туалет с мамой и не отучиться». Он совершенно точно рано или поздно научится справляться сам. Но, справедливости ради, в гораздо большей степени, чем высаживание, формирует ненужную в туалетных делах зависимость от мамы привычное требование, чтобы ребенок «просился на горшок».

Ваша задача при выращивании ребенка — добиться самостоятельности, а не просьбы о помощи. Не требуйте, чтобы малыш просился, лучше попробуйте облегчить процесс самостоятельного посещения туалета. Горшок должен стоять в свободном доступе, а не под замком в санузле, штаны — если уж вы настаиваете на ношении штанов дома — должны легко стягиваться, а если есть такая возможность, лучше и вовсе обойтись без штанов (например, платье/длинная футболка и носочки). Очень часто такой способ действует на одно-двухгодовалых детей быстрее, чем требование неизменно проситься.

По медицинским вопросам обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом

Ссылка на основную публикацию