Почему цветок василёк так называется?

Красавец Василёк –
Гордый полевой цветок!
С голубой резной короной,
Как король, но нет там трона! (Наталья Майданик)

Присмотритесь к лепесткам василька: ведь каждый из них напоминает миниатюрную зубчатую корону. Может за это сходство и назвали цветок васильком? Слово «василёк» происходит от имени Василий, которое в переводе с древнегреческого означает «царский». Так что вполне возможно слово василёк означает царский цветок.

Какое нежное и ласковое имя у полевого цветка! Василёчек. Так мамы кличут своих малышей – будущих Василиев. Этот тёмно-синий цветок с оттенками фиолетового распространён, как и ромашка. Часто и растут рядом. В его цветках – много мёда: пчёлы, шмели так и вьются над ними.
«Ромашка и василёк цветут на лесной поляне.
– Ромашка, ты меня любишь?
– Люблю.
– А ты меня хочешь?
– Хочу.
– Скорей бы эти пчёлы прилетели!»

Василёк так прочно вошёл в жизнь человека, что часто можно услышать такие сравнения: «васильковый цвет», «глаза василькового цвета». Украинская сказка рассказывает грустную историю происхождения этого полевого цветка. «Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном – Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своём поле, а возвращаясь домой, спускался к реке – умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться.

Он и не знал, что в той реке живёт русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.
– Ах, – шепчет русалка, – если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!
Когда Василь увидел русалку, услышал её слова, наотрез отказался покинуть свою землю, своё поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.
– Тогда, – рассердилась красавица, – не доставайся ты никому! Стань цветком на своём поле!

Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше».

Хлеборобы утверждают, что сказка правдива в той части, что касается поля: растёт василёк синий только среди ржи, а если встретится в другом месте – значит, когда-то здесь было ржаное поле. В тех странах, где рожь не сеяли, не знали и о васильке синем, например, в Древнем Египте, потому как синий василёк – сорняк. Васильки истощают почву, когда их много, губят посевы.

Как-то встретилась мне замечательная сказка в стихах «Роза и Василёк». К сожалению, не знаю автора.
Окропили Астры розовый закат,
Калы, Хризантемы украшают сад.
В том саду однажды, солнечным деньком
Расцвели на клумбе Роза с Васильком.
Тянут ручки к солнцу, радуются дню,
Воспевают лето и любовь свою.
Но качнул с укором головою Мак:
Роза – королева, Василёк – сорняк!
Вырастает, катит, словно снежный ком
От цветов проклятье Розе с Васильком:
Как же вы друг друга полюбить смогли?
Вы – пятно позора на ковре Земли!
А цветы нежнее стебельки сплели,
Пусть про то соседи сплетни развели.
Утирает нежно лепестком со щёк
Слёзы алой Розы синий Василёк.
Ох уж, предрассудки с каплями вины –
На лесной поляне ж – все цветы равны!
Только сад по клумбам сортирует так –
Роза – королева, Василёк – сорняк!
Но цветочки верят в сильную любовь,
Пусть кругом злословье – им уже не вновь.
Не уйти, не скрыться, не удрать никак…
Роза – королева, Василёк – сорняк.
С облака упала первая слеза
И разбушевалась летняя гроза,
Пробежав по саду резвым ветерком,
Вырвала с корнями Розу с Васильком.
Пожалел Садовник Розу с Васильком:
Заберу с собою, отнесу в свой дом
На пороге осень с золотым зонтом.
В вазе на окошке Роза с Васильком.
Ветер холоднее, дождик – всё сильней,
Но тепло цветочкам от любви своей.
И не увядают – лишь пышнее цвет,
Уж зима в снежинках продолжает бег,
Счастливы цветочки, и мороз – не враг.
Роза – королева, Василёк – сорняк.
Дышат в изумрудах майские деньки,
А в саду на клумбах – Розы! Васильки!
Голубое с алым – на коврах Земли –
Как Плоды Бессмертной и Большой Любви!
Пусть звенит легенда, как в листве роса,
Всем, кому приятно верить в чудеса.
А кому на зависть – судьбоносный знак –
Роза – королева, Василёк – сорняк.
Эпилог:
Трудно с чёрствым сердцем на Земле прожить,
А Любовь сильнее зависти и лжи.
Только здесь иная у героев роль:
Роза – королева, Василёк – …

У П.Мантегацца можно встретить свой вариант появления василька на земле. «Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности:
– Всё, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шёпот, и только ты не выражаешь признательности, хотя никто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.
– Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю её золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви.
– Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.
Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова».
И средь колосьев ржи,
Где кружатся мотыльки
Да кузнечики играют,
Взгляд приветливый бросают
Голубые васильки. (С.Дрожжин)

Рассказала я украинскую и итальянскую легенды, происхождения василька, синего, как небо над ним. Теперь очередь славянской. Жили два брата Пётр и Василий. Старший, Пётр, был темноволосым, черноглазым с тяжёлым нелюдимым нравом. Младший, Василий, отличался от него как день от ночи – голубоглазый, с кудрями пшеничного цвета, он был везде первый и в работе, и на весёлой гулянке.

Старшего брата съедала зависть, ведь добрый и весёлый красавец Василий пользовался всеобщей любовью. И позвал однажды Пётр младшего брата на охоту и застрелил его, а тело закопал на поле, что было на краю леса. Вернулся Пётр в деревню и сказал людям, что брат погнался за раненным оленем и заблудился в лесу. Целую ночь ходили сельчане по лесу, искали и звали парня. Но поиски оказались безуспешными. А когда, наутро, они вышли из леса на поле, то увидели, что всё поле покрыто невиданными доселе цветами – голубыми, как глаза Василия.

В Германии и Франции считают, что василёк – это воплощение злого полевого духа (из-за того, что он – сорняк), которого называют ржаной козёл (в Германии) или полевой волк (во Франции). Этот дух нападает на нерадивых жнецов. А славяне оказались более терпимые к васильку. С ним связано два праздника: «пошёл колос на ниву» (отмечался при появлении колосьев на ниве) и «именинный сноп» (проводился перед уборкой урожая). Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где её дожидались родители. Праздник «именинный сноп» начинали уже женщины-хозяйки. Они выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

Василёк пришёл к нам из глубокой древности. Первое упоминание о васильке найдено у Плиния Старшего и датировано серединой I века н.э. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов.

Разновидностей васильков более 550. В просторечии васильки называют множеством имён: бабочками, блаватками, блаватью, бобыльниками, васильковым цветком, васильчиками, волонками, волошихами, волошками, звоновой травой, лоскутницей, лоскутным цветом, переполохом, синецветками, синовищем, синьками, синюшками, синюшником, хабером и черлохом.

Родовое название василька – Сentaurea, а видовое – cyanus (синий). Сentaurea происходит от греческого слова «kentaurion» и дано в честь знаменитого мифологического кентавра Хирона, которому были известны целебные свойства трав, в том числе и василька («цветок Кентавра» (Центавра)). Согласно легенде соком василька кентавр исцелил себе рану, нанесённую отравленной стрелой Геркулеса. Кентавр, как гласит предание, впоследствии пожертвовал собой и, отказавшись от бессмертия, ушёл вместо Прометея в царство мёртвых. И лишь небесно-синие цветки каждое лето напоминают о нём.

Что касается cyanus (синий), то в одной из древнеримских легенд говорится, что цветок Кентавра получил вторую часть имени синий в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражён его красотой, собирал эти синие цветы и плёл из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мёртвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василёк, и все васильки стали называть цианусами (цианус – значит синий).

Когда Церера, богиня жатвы и земледелия, гуляла однажды по хлебным полям и радовалась тому благословению и благодарности, которые ей расточало за них человечество, из гущи колосьев вдруг раздался жалобный голос росших там васильков:
– О, Церера, зачем ты приказала вырасти нам среди твоих хлебных злаков, которые покрывают своими роскошными колосьями всю страну? Сын земли рассчитывает только количество барыша, который ему принесут твои злаки, и не удостаивает нас даже одним благосклонным взглядом! Так дай же и нам такую снабжённую колосом вершину, как у поникших от тяжести хлебных колосьев, или же позволь нам расти где-нибудь отдельно, где бы мы могли избавиться от презрительных взглядов человека.
На это богиня ответила дорогим своим цветочкам:
– Нет, милые мои дети, не для того я поместила вас среди шумящих хлебных колосьев, чтобы вы приносили какую-либо пользу человечеству. Ваше назначение гораздо выше, чем то, которое вы предполагаете и которое предполагает человек: вы должны быть пастырями среди великого народа — колосьев. Поэтому-то вам и не следует, подобно им, шуметь и клониться отягощённой головой к земле, а, наоборот — вы должны свободно и весело цвести и глядеть, как чистый образ тихой радости и твёрдой веры, вверх, на вечно синее небо — место пребывания божества. По этой же причине дано вам лазоревое, цвета небесной тверди, пастырское одеяние, чтобы отличить вас как служителей неба, посланных на землю проповедовать людям веру, а богам — верность. Имейте только терпение, настанет день жатвы, когда все эти колосья падут под рукою жниц и жнецов, и тогда вы, кажущиеся теперь заброшенными и одинокими, обратите на себя всеобщее внимание. Жницы будут искать и рвать вас и, свив из вас венки, украсят ими свои головы или же, связав из вас букетики, пришпилят их себе на грудь.

Слова эти успокоили обиженных васильков. Исполненные благодарности, они замолкли, и радовались своему выдающемуся положению и своему высокому назначению. И так продолжают они цвести, как прелестные пастыри, среди волнующегося моря колосьев и вещают людям о милости и благости неба.

Из комментариев :
“…А ты разве василёк никогда не покупала? Базилик – это же почти то же самое, как кот Базилио и кот Васька – один просто зелёненький, а другой с фиолетовым окрасом.» “Василий” – “Basilius”, а “BasilEus”, “Базилевс” – это попросту “царь”.
«А разве всех базилевсов должны звать Вася?»

Среди небес лазурно синих
Сият солцем луч златой.
Цветок на поле вольной волей,
Цветок на радости весной,
Не надо примерять одёжу,
На то что не было в веках.
Звенит над полем смех ребячий,
Ванюш, Анюток и Васят,
Златые кудри, сине очи,
Так много детства в небесах,
На весях, дружно и семейно,
Здесь поднимались на дрожжах.
Легенды, сказки расписные,
Гремит на целый Свет хвала.
А детвора по полю злату
Бежит быстрее, чем слова.

Этимология: Василек Др.-рус. переоформление греч. basilikon «царский» (цветок, растение), суф. производного от basileus «царь».

Но попробуем разобраться: Базилио и Василий, базилик и василек- это одно и тоже, и действительно произошли от слова «царь», или все же немного разные , по происхождению и исконному значению слова, и пришли они в разные времена и с разными народами. Ведь, действительно, как в народной памяти мог сохраниться Базилевс? С доисторических времен, с тех самых, когда кентавры лечили базиликом царей, которая и стала считаться царской . А может она великолепной вкусовой приправой была, ведь не знали еще тогда заморских благовоний, восточных пряностей далекой Индии и Месопотамии.
А василек назвали так, что был цветочек с царской короной и синий-синий, как царские облачения. Так и царь, надевая одеяния цвета лазурно-синего неба, вроде становился ближе к небесам.
Но может все было совсем не так?

«Василек пришел к нам из глубокой древности.
* . Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.»
К сожалению, не все так романтично, в другом тексте почти тоже самое было сказано про базилик…

Василёк (лат. Centaur;a) сем. Астровые. Большинство видов рода Василек имеет южно-европейское происхождение. Бывают белые, голубые, желтые, розовые, фиолетовые, синие, красные и бордовые. Но когда мы говорим Василек, то подразумеваем конкретный цветок – Василёк посевной, или синий (Centaurea cyanus), он встречается преимущественно в озимых хлебах, ржи, пшеницы, льна, реже — на паровых полях.. Медонос. Листья василька используются как приправа при консервировании и в мясных продуктах, обладают ароматом мяты, гвоздики и лимона. В медицине используется василёк синий, его цветки обладают мочегонным действием, применяются при отёках, связанных с болезнями почек. Васильки используются в косметике. Красителем для пасхальных яиц — яйца получают бирюзовый цвет. Цветки василька синего могут быть использованы для получения красок – голубой и синей (для шерстяных тканей), а также для изготовления василькового уксуса. Растение слаботоксично. Необходимо делать перерывы при применении препаратов или чая или настоек.

Если бросить цветок василька в огонь, а затем посмотреть на ночное небо, то покажется, что звёзды шевелятся. А вдыхание дыма василька вызывает страх.
Василёк носят с собой для привлечения любви. Он использовался в обрядах хлебопашества и вызывания созидательных сил матери-природы.
Ещё василёк применяют для снятия порчи, как защитное растение, растение-оберег, изгоняющее злых духов и демонов.

Народные названия: василек полевой, василек посевной, васильки, василечек, синюшник, синюха, синецветка, голубые цветы, блават, ржевый цвет, синька, иногда – барвинок малый, переполох, звонная трава, волошка, бобыльник, блаватка, лоскутница, синовница, хобер, “cyanus”, ,

Василек: Исп- aciano, azulejo, ит- fiordaliso, литов- rugiag;l;, нем- Kornblume, укр- волошка, фран- bleuet , Польск- Блакитный ещё синюха, синецвет. Удмурт- лыссаска лыз- синий, саска- цветок), хант йор- князь. Башк- зангари- голубой ,Тадж- асал(мед).

Чаще всего Василек называли, связывая его имя с цветом..

Синий. Азер- g;y, арм- kapuyt, вег- s;t;tk;k, b;zavir;gk;k, ac;lk;k, исп- azul, ит- turchino, казах- коьк, кит- q;ng, l;ns;, латин- caeruleus, латы- zils, финн- sininen,
Голубой. Белор- ярынны, санскр- n;;la, узбе- мовий, финн- vaaleansininen,

Азулен -синее красящее вещество, выделенное из эфирного масла ромашки. Имеет цвет лазури; светло-синий, голубой. Происходит от существительного лазурь, далее от ср.-в.-нем. laz;r, las;r «голубой камень», которое восходит через ср.-лат. lazurium, lasurium (итал. l;аzzurо, итал. l;azurroиз lazurro) к арабск. l;zavard.

Лен – нем. Lehn (сокр.), или Lehen, в средневековой Германии земельное владение (или иной источник дохода).
болг. лен, сербохорв. лан, словен. lan, род. п. lаnа, др.-прусск. linno, греч. linon, алб. гег. lini, м., тоск. liri, а также лат. linum, гот. lein “холст”, ирл. lin “лен”;
Лен. Арм- vush , vu;, нидер- vlas.
Овес – др.-русск. овьсъ, укр. вiвсюг “овсюг”, блр. овсюк, болг. овес, сербохорв. овас, чеш. оvеs, слвц. оvоs, польск. owies, в.-луж. wows, н.-луж. hows. Родственно лит. aviza “овес”, лтш. auza, др.-прусск. wyse “овес”, Сомнительно родство с др.-инд. avasam “пища, питание”, арм- varsak, др.-прусск. wyse, лат. av;na, лит. avi;a, венг-vazallus, чеш- len;k, vazal.
Рожь. Анг- rye, исп- centeno. (ср. лат. Centaur;a). Кентавр- это оказывается англо-испанская рожь)))

Василий. Происхождение имени Василий в нашей культуре связывается с канонизацией святых Василиев и включением их в христианский православный календарь.
«”Василий” – “Basilius”, а “BasilEus”, “Базилевс” – это попросту “царь”»

Басиле;вс (др.-греч. ;;;;;;;;, ;;;;;;;;; также басиле;й, базиле;вс, василе;вс) — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс). Басилевсами именовались также цари Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств. Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Во времена Гомера (до VII века до н. э.), оно стало означать просто «царь», употребляясь наравне с более редким термином ванакс (;;;;;, затем ;;;;).
Из комментов: «А разве всех базилевсов должны звать Вася?»

Правители Руси. Второе место заняли представители имени Василий —занимали престол России пять раз: Василий I, Василий II (Тёмный), Василий III, Василий Шуйский, Василий Ярославич.князь Владимир Святославич незадолго до Крещения Руси сам был крещён и наречён именем Василий (в Византии в ту эпоху Василий — имя из императорского-именника).
Васи;лий II Болгаробо;йца (Булгароктон) (греч. ;;;;;;;;; B’ ;;;;;;;;;;;;;;; 958 — 15 декабря 1025) — византийский император из Македонской династии, Васи;лий Вели;кий (греч. ;;;;; ;;;;;;;;;, ок. 330—379), или Василий Кесарийский (;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Василий Амасийский, Василий Анкирский (IV век), Василий Декаполит – инок, до 750г. в XVII веке частотность имени составляла 50 ‰, в XVIII веке — 47 ‰, в XIX веке — 66 ‰. Стабильно высокая частотность показывала второй результат после самого распространённого в прошлом мужского русского имени Иван.
22 марта. «Задолбил зиму Василий Капельник».
Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. При этом совершался древний обряд посевания или обсевания, известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень. макед.
Vaclav (Vaclav). «большая слава».
Высь- др.-ирл. uasal «высокий».
Веселый. ст-слав. Веселъ словен. vese, др.-польск. wiesioy, Родственно лтш. vesels “здоровый, целый, невредимый”, иллир. имя собств. Veselia Felicetas в Далмации , являются расширениями и.-е. *vesu-; ср. др.-инд. vasu- “хороший”, авест. vahu-, vohu-, галльск. vesu- в собств., ирл. fiu “достойный; равный”, иллир. Vesclevis : др.-инд. vasucravas-;
Весь- деревня.словенск. v;s, чешск. ves, словацк. ves, польск. wie;, в. -луж. wjes, н. -луж. wjas. , др. -инд. vic;- ж. «селение» , авест. v;s-, др. -перс. vis- «дом» , лат. v;cus «селение» , готск. weihs «деревня» , алб. vis «место, местность.
Родственно лтш. vi;esis “пришелец, чужеземец”, лит. vie;;pat(i)s “господь” va;i;inti “потчевать, угощать”, др.-прусск. waispattin, “хозяйка”, др.-инд. vic;- ж. “селение”, авест. v;s-, др.-перс. vi;- “дом”, греч. ;;;;; – то же, ;;;;;;.

Касты по алфавиту. Вани — торговцы. (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) – человек третьей касты – v;i;ya , и шудр (слуг и разнорабочих).
Базар- из перс. b;z;r – то же, ср.-перс. v;;;r; на дари- ba;ar- человек.

Легенды . Существует несколько легенд о происхождении василька. Согласно одной из них на том месте, где был похоронен Спаситель, выросла благоуханная целебная трава, впоследствии названная васильком.
Как-то гуляла по полям богиня плодородия Церера и услышала жалобный голосок васильков: “Нас пахари не любят, отделяют нас от ржи”. На что Церера ответила василькам: “Не зря вам дали цвет небесной твердыни: стойко держитесь возле труженика – ржи и не клонитесь, как клонит оно свои полные колоски. А раз в год и вас придут жнецы искать, чтоб украсить венками свои головы”. В этой легенде нашел свое отражение праздник урожая.
Одна из римских легенд сообщает, что василек получил свое название по имени прекрасного юноши Циануса, который был так увлечен красотой синих полевых цветов, что сам одевался во все синее. Он никогда не покидал поля, пока на них росли васильки, и без конца плел из них венки и гирлянды. Спустя некоторое время он был найден мертвым на хлебном поле среди его любимых цветов. Богиня флора, которую юноша любил более других, за его постоянство и любовь к ней, в знак особого расположения превратила тело юноши в любимый цветок, который с тех пор и получил название Cyanus.
Славянская легенда объясняет и происхождение названия. Одна русалка влюбилась в юношу по имени Василий. Но тот не ответил ей взаимностью и отказался последовать за ней в подводное царство. Влюблённая русалка обиделась и превратила юношу в синий цветок, который стали называть по его имени – василёк.
Ещё одна легенда рассказывает о другом происхождении василька. Как-то синее небо обратилось к хлебному полю, росшему внизу: «Всякое растение хвалит и благодарит меня за живительный дождь и солнечное тепло, которое я посылаю – цветы возносят ко мне благоухание, леса – шёпот листьев, и только хлебные поля никак не благодарят меня». Но колосья ответили небу: «Мы очень благодарны тебе, но мы не можем вознестись к тебе, и у нас нет ни чудного запаха, ни дивного шелеста листьев». «Тогда я само спущусь к вам», – ответило небо. Так и появились на хлебных полях синие цветочки – васильки.
Согласно мифу, бог Солнца Аполлон попросил Хирона воспитать его сына Асклепия. Кентавр согласился и начал обучать Асклепия, как распознавать лекарственные растения. Асклепий был хорошим учеником и вскоре превзошел даже своего учителя. В память о первом врачевателе травами – Хироне были названы два растения – василек – Centaurea и золототысячник – Centaurium (Centaurium erythraea. -сем. Горечавковые).

Когда царица Елена, мать императора Константина Великого, в 326 г., приехав в Иерусалим, хотела найти крест Господень, то долго не могла его отыскать и стала просить Бога помочь ей. Явился к ней один какой-то и говорит: «Ищите пахучего зелья Василия: где его найдете, там и крест обрящете». Пошли на гору Голгофу, и нашли его на том месте, которое поросло васильками. С тех пор и украшают крест васильками.

http://herbalogya.ru/library/centaurea.php , вики, и множество сайтов про васильки, Василия и словари

Вот как оно получится, если словами песни пети.
Вани да Васи с торговлею шли,
Их угощали хлебами из ржи,
На рушниках голубой синий лен,
Небо лазурное, свадебный звон.
Люди хорошие, высь высока,
Веси весной расцветают от сна,
Может быть здесь жил веселый народ,
Глаз васильковых и золото слов.
Может быть счастье так было светло,
Что васильками назвали цветы.

Не Базилевс основой львиной
В столетьях прославлял века,
Но взгляд очей лазурно-синих,
Волос златистая копна,
Что василек среди пшеницы
На солнце золотом волос
Светились ярко и лучисто
Голубизной глаза до звезд.

Но Василевс вассалом верным
Царь величайшего царя
Сидел на троне как на злате,
В одеждах синих- в небесах,
Ни дать, ни взять,
Средь солнца –злата
Сияет голубой сапфир,
Что охранять его достоин,
Поставлен стражем чудный змий,
За Василевса- василискус,
Угроза и охрана дней,
Но только скромный наш цветочек,
Ужель в покои угодил?
Ходили Васи и Ванята,
По странам, весям , городам,
Ходили весело с товаром,
И торговали тут и там,
Искусней притчи нет причуды,
Товар базары защитил.
Но Василек.. какое диво!
Лучистей всех монеток звон.

Среди небес лазурно синих
Сият солцем луч златой.
Цветок на поле вольной волей,
Цветок на радости весной,
Не надо примерять одежу,
На то что не было в веках.
Звенит над полем смех ребячий,
Ванюш, Анюток и Васят,
Златые кудри, сине очи,
Так много детства в небесах,
На весях, дружно и семейно,
Здесь поднимались на дрожжах.
Не надо складывать легенды
Про злых воюющих царей,
Им словеса слагая гордо
На благодарственность речей.
Кто завоевывая страны,
Губил и грабил, убивал,
Свою злодейскую натуру
В одежды, в роскошь наряжал,
Но чтобы делал без Васюты
Когда б Васятка хлеб не жал,
И чтобы делал без Анютки,
То кто одежду бы соткал?
Легенды, сказки расписные,
Гремит на целый Свет хвала.
А детвора по полю злату
Бежит быстрее, чем слова.

Говард Картер в своём отчёте упомянул не один венок, и не из одних васильков, а ещё и ожерелья. В руки археоботаников вообще тогда попало много занятных находок – к примеру, два мощных букета из ветвей персеи (мимусопса). Не представляю даже, что тут их могло так уж потрясти – цветы в гробницах находили и раньше. Разве что впечатление произвёл контраст от тяжёлых сверкающих гор нетленных сокровищ рядом с хрупким прахом растений, некоторые из которых вообще удалось опознать лишь по пыльце. Да ещё показалось удивительным, что при погребении использовали голубой лотос, цветущий не ранней весной, а с середины лета. Если это не заранее изготовленные иммортели, то, значит, египетские садоводы знали искусство выгонки водяных лилий к установленному сроку. Наверное, и правда не всё так уж романтично. И вряд ли верна фантазия о том, что цветы эти возлагала вдова – у неё была своя роль в церемонии погребения, первая половина которой – плач, а вторая – буйный пир в знак победы над смертью. Его участники украшали себя живыми цветами. Уже позже в тайнике гробницы нашли и другие ожерелья из цветов – их отправили в музей Метрополитен. В их составе тоже был василёк вида Centaurea depressa.

Екатерина, спасибо огромное. Ценные комментарии. Хорошо бы и ссылки были на соответствующие статьи. С уважением.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2023. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Дрозд Наталья, Васильки

Дрозд Наталья, Васильки

ВАСИЛЕК (волошка, укр .) (Centaurea cyanus), предположительно получил свое название в честь мифического кентавра Хирона, обладавшего даром лечить людей при помощи лекарственных растений. По другой версии – это древнерусское переоформление греческого же basilikon «царский» (цветок, растение), производное от basileus «царь».

Символ чистоты, приветливости и учтивости, стыдливости. Обязательный элемент традиционного украинского девичьего венка.

Ну, а народные легенды объясняют происхождение его названия по- своему. Жила в одном селе вдова с единственным сыном Василем. Был он красивым и работящим парубком. С утра до ночи трудился на своем поле, а потом шел к реке – умыться, отдохнуть. Увидела его молодая русалка и влюбилась. Стала она звать Василя к себе – посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой. Но Василь наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле. Он даже смотреть на нее не хотел. Рассердилась русалка – раз так, то тогда не доставайся ты никому, а навсегда стань цветком на своем поле. Закачался цветок среди ржи. Был он синим, как глаза парубка и назвали люди тот цветок в честь него васильком.

Косырева Татьяна, Васильки

Косырева Татьяна, Васильки

Есть легенды о происхождении васильков и в христианской литературе. На Харьковщине были записаны такие интересные предания. Когда сняли с креста тело Христа, то похоронили его в саду, в пещере. И приказали закопать в горе крест Господень, место над ним разровнять, и посеять там семена белены. Но Бог, видя эту злобу, дал Василию (которому – неизвестно) семена душистого зелья и велел посеять его на том месте, где была посеяна белена.

Когда царица Елена, мать императора Константина Великого, в 326 г., приехав в Иерусалим, хотела найти крест Господень, то долго не могла его отыскать и стала просить Бога помочь ей. Явился к ней один какой-то и говорит: «Ищите пахучего зелья Василия: где его найдете, там и крест обрящете». Пошли на гору Голгофу, и нашли его на том месте, которое поросло васильками. С тех пор и украшают крест васильками.

Неизвестный художник, Девушка в венке из васильков, XIX в

Неизвестный художник, Девушка в венке из васильков, XIX в

В другой легенде рассказывается, что в царствование Ивана Грозного жил в Москве Василий Блаженный, юродивый. Ходил он по Москве и зимой, и летом босиком, в одной рубашке, с веригами на плечах. Бывал он и в царских, и в боярских палатах, и в крестьянских избах. Ночевал чаще всего на кладбищах там же и умер. Нашли его в траве, вокруг него так благоухало! Сначала думали было, что это благоухает тело Блаженного, но оказалось, что благоухала трава, в которой он лежал. И назвали ту траву травой Василия – васильками.

На Украине издавна любят и чтут эти цветы. Кроме традиционного, из васильков с листьями любистка плели веночек преданности и дарили казаку при разлуке, перед дальними походами, чтоб знал он, что его ждут и любят, верят, что вернется он из чужбины на родную сторонку живым и невредимым.

Им украшали кресты в церквях, клали за иконы. На Спаса цветы васильков освящали в церкви вместе с колосьями и хлебом, испеченным из нового урожая. Использовался мотив василька в свадебных рушниках, особенно – в хлебосольных, которыми встречали молодоженов, в украинских женских и мужских сорочках- вышиванках, обычно с маками и ромашками. На троицу был обычай украшать венками как оберегами от злых сил и для увеличения приплода и благополучия скот: овец, коров, лошадей.

Василек и его легенда

По древнегреческой легенде, “цветок Кентавра”, или Центавра, отсюда латинское название василька – Центауреа (научное название василька синего – Centaurea cyanus, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была “центауреа” – василек синий. Он нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea. Что касается второй половины его названия – “cyanus”, то она по латыни просто обозначает “синий”, окраску, которая является характерной для нашего цветка.

Публикация «Василек и его легенда» размещена в разделах

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус – значит синий).

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: “Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья”. “Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви”. “Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе”. Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки. “…приводим историю написания И. А. Крыловым басни “Василек“, посвященной императрице Марии Федоровне. Начинается басня так:

“В глуши расцветший василек

Вдруг захирел, завял до половины

И, голову склоня на стебелек,

Уныло ждал кончины…”

С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии. В некоторых странах Европы известен под названием – Немецкий цветок (цветок с немецким характером). Из всех народов Европы наибольшей любовью и популярностью василек пользовался и пользуется у немцев. Особенно же он стал им дорог с тех пор, как сделался любимым цветком императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы.

. Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний. С васильками у славян связано два праздника: “пошел колос на ниву” – отмечался при появлении колосьев на ниве и “именинный сноп” – проводился в конце лета перед уборкой урожая.

Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением: “Пошел колос на ниву, на белую пшеницу, уродись на лето рожь с овсом, со дикушей, со пшеницей”.

Праздник “именинный сноп” проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном – Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке – умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.

– Ах, – шепчет русалка, – если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!

Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.

– Тогда, – рассердилась красавица, – не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!

Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше.

Дидактическая игра

Дидактическая игра Дидактическая игра «Собери цветочек» – цель: закреплять правильное произношение звука в словах, дифференциация звуков (с – з,развивать.

Стихи о детях Брошенные дети- сверточки, кулечки, Вы- ничьи сыночки, впрочем, как и дочки. Крохотные ручки, голубые веки… Как же вы посмели, люди- человеки?.

Ни древние египтяне, ни древние греки ничего не знали о васильке. Начиная с Плиния Старшего, имеются первые указания на использование василька для венков. Нежный, небесно-синий цветок сопровождал человека на полях ржи и пшеницы, ему посвящались легенды, им украшали праздники. У многих народов это самый любимый цветок.

Василек синий

Род Василек (Centaurea) очень большой и насчитывает более 800 видов во всем мире. Его можно назвать растением-космополитом, поскольку встречается практически на всех континентах. Но все же наибольшее разнообразие отмечается ботаниками на побережье Средиземного моря.

Любят отдельные виды «уединяться» на отдельно взятых географических территориях. Например, на территории Турции встречается около 180 видов, и 109 из них — эндемичные (растут локально). На просторах СНГ наиболее известен василек синий (Centaurea cyanus L.), хотя изучаются василек луговой, в. скабиозный, в. паннонский, в. седой и другие виды, которых описано порядка 160.

Родовое название Центауреа по-гречески означает кентавр. Согласно легенде, старый кентавр Хирон, который разбирался во врачевании, используя сок василька, исцелил себе рану, которую нанес ему по ошибке отравленной стрелой Геркулес.

Название «синий» (cyanus), как гласит легенда, этот цветок получил в честь прекрасного юноши, который так любил этот цветок, что постоянно носил венки и гирлянды из василька. И однажды его нашли бездыханным на поле ржи в окружении васильков. Тогда богиня Флора превратила его тело в василек, а цветок стал называться — василек синий.

Согласно другой легенде, синий цвет василек получил от неба. Небо обвиняло хлебное поле в неблагодарности. Растения в ответ возражали, что не могут вознестись и выразить свою благодарность за все, но если бы небо дало такую возможность, то оно почувствовало бы всю любовь и ласку. Тогда небо приказало земле, чтобы среди колосков выросли синие цветы — частички самого неба.

Очень романтическое пояснение названия «василек» у славян. Давным-давно русалка полюбила молодого хлебороба Василя. Когда он умывался у ручья после трудового дня, она явилась ему. Вспыхнула любовь, и все бы было хорошо, но они никак не могли договориться, где жить. Она не хотела быть на земле, а он не соглашался жить в воде. Отчаявшись, русалка превратила любимого в скромный цветок, который стал расти в поле среди хлебов, а окраска его напоминала ей о голубой стихии.

Особой любовью василек пользуется у немцев со времен императора Вильгельма I и его матери королевы Луизы. В 1806—1808 гг., боясь за свою семью, королева с сыном Вильгельмом и дочерью Шарлоттой (будущей российской императрицей Александрой Федоровной) перепрятывались от наполеоновской мести в Кенигсберге. Однажды, во время прогулки, к ним подошла сельская девочка и предложила купить корзинку васильков. С цветов королева сплела венок для дочери, который ей очень понравился и развеселил всю семью. Это было как бы знаком того, что страдания скоро закончатся. С тех пор этот цветок и для королевы, и для ее дочери, стал любимым.

Василек в Германии символизирует немецкие взгляды на общество, в Бельгии это символ свободы, во Франции — символ антисемитизма. У немцев есть поверье, что нельзя в доме держать цветы — будет плесневеть хлеб. На Украине издавна конец уборки урожая отмечают праздником обжинки. Во время его проведения обязательно плетут венок из хлебных колосьев и васильков и украшают им самую красивую девушку.

В прошлом французские медики считали, что настой васильков на талой воде — самое лучшее лекарство для укрепления зрения. Они назвали его «тот, что разбивает очки». В украинской народной медицине издавна настой краевых цветков считался лучшим средством при воспалениях и конъюнктивитах, рекомендовался при отеках, заболеваниях почек как мочегонное средство.

Традиции использования василька при плетении венков, украшения им одежды привели к тому, что, начиная с XVI столетия, василек стали разводить садовники на участках и продавать на различные торжества. Уже тогда началась первая селекционная работа, которая ныне привела к буйному разнообразию сортов и гибридов василька в цветоводстве.

Цветок кентавра и ныне радует глаз своей небесной чистотой и поражает своей скрытой силой.

Васильки, василечки полевые цветочки. ИСТОРИЯ ОДНОГО БУКЕТА,

Наряду с петуниями, розами, пионами и другими красивыми цветами полевые васильки тоже имеют место расти на наших клумбах и смотрятся очень декоративно и на участке и в букетах

Василек. Радость жизни

Здравствуйте, друзья!
Куда отправимся сегодня? Чью сказку услышим? Цветок, в лепестках которого отражается небо – ВАСИЛЕК!.
Как прекрасен, чист и радостен его цвет! Он не прихотлив и прост. Это всего лишь сорняк, но… Давайте расспросим сам цветок: «ВАСИЛЁК, расскажи нам свою историю?».
Из сини небесной соткался,.
Рождаясь на свет, василек….
Огюст Барбье.
Началось все давным-давно, в те незапамятные времена, когда люди ещё могли слышать голоса природы. В жаркий летний полдень солнце согревало своими лучами все растущее на земле. Небо, в своей бездонной сини, ласково взирало на эту картину. Счастье и покой царили в природе. Но вот, небо обратило внимание на поле ржи, золотые колосья склонили свои головы и, казалось, не замечали окружающего, волнуясь под легким ветерком. «Почему вы не смотрите на меня?» обратилось небо ко ржи. «Мои колосья вызрели и клонятся к земле. У меня уже не хватает сил поднять голову и полюбоваться тобой, небо» ответила рожь. Растрогалось небо и обратилось с просьбой к земле: «Вырасти на хлебном поле цветы, в которые я вложу кусочек своей души, и станут они небом на земле». Улыбнулась матушка-земля и вот, среди золотых колосьев засверкали лучики небесной синевы..
С тех пор ВАСИЛЬКИ и хлебное поле всегда вместе..
ВАСИЛЕК – дарующий плодородие и радость жизни. Наверное, поэтому, увидев его ярко сияющую головку, человек начинает ощущать прилив сил, эмоциональный подъем. Обратите внимание на то, что, когда смотришь на этот цветок, настроение улучшается, почему-то привычные и обыденные вещи становятся ярче и как-то радостнее..
Как вы думаете почему этот цветок так часто используется в народных орнаментах? Веселит «небесный цветочек» сердце, а ещё и красоту женскую подчеркивает, не может мужчина устоять против его чар. Поэтому, с давних пор ВАСИЛЕК СЧИТАЕТСЯ ЦВЕТКОМ, ПРИВЛЕКАЮЩИМ ЛЮБОВЬ. Вот так!)).
А вот то, что научно доказано: «Василек оказывает ярко выраженное благотворное действие на кожу. Косметические средства на основе василька предназначены для ухода за нежной, чувствительной кожей лица, а также за кожей вокруг глаз». Может быть именно в этом и кроется секрет «приворотного зелья»?
Способность василька возвращать блеск и сияние глазам, снимать их усталость и устранять отечность век с успехом используется в косметологии. Для устранения припухлости век, покраснения глаз и зрительной утомляемости приготовьте НАСТОЙ: 1 ст. ложку сухих цветков василька синего залейте 200 мл кипятка, дайте настояться до охлаждения. Смочите в настое ватные диски и приложите к векам на 10—15 мин..
При сухой коже рук, лица и шеи помогут ванночки из василька, примочки и протирания. От угрей, прыщей и проблем с кожей также поможет настой василька в виде компрессов. Эффективен василек и для укрепления волос. Снять усталость и повысить тонус организма помогает васильковая ванна..
А сколько ещё существует рецептов масок с добавлением василька! Я ещё не сказала о готовых косме
тических средствах – васильку посвящены целые косметические линейки каталогов ведущих производителей. Выбирайте на свой вкус!
Но и это далеко не все чудесные свойства ЦВЕТКА-ВАСИЛЬКА. Существует ещё одна легенда, по которой, кентавр Хирон, ведающий целебные свойства многих растений, исцелился с помощью нашего знакомца, потому как обладает ВАСИЛЕК множеством свойств, дающих ему право называться ЛЕКАРСТВЕННЫМ..
При лечении каких заболеваний применяют ВАСИЛЕК? Его цветы входят в состав травяных желудочных сборов, повышают аппетит, значительно улучшают пищеварение и являются незаменимым средством при заболевании кишечника, и расстройствах желудка. Их применяют при болезнях желчевыводящих путей и печени. И это далеко не весь перечень его целебных свойств..
Но! Есть у этого чудо-лекарства и ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ:
1. Беременность и кормление грудью;.
2. Предрасположенность к маточным кровотечениям, т.к. он снижает свертываемость крови;.
3. Слишком длительный курс приема препаратов, содержащих это растение, или превышение дозировки – это может вызвать отравление. ЗАПОМНИТЕ! ВАСИЛЁК – СЛАБО ЯДОВИТОЕ РАСТЕНИЕ!
4. А также, нельзя забывать об индивидуальной непереносимости..
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! ПРИНИМАЙТЕ ПРЕПАРАТЫ ТОЛЬКО ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА! КАК И ЛЮБОЕ ЛЕКАРСТВО, ВАСИЛЕК ТРЕБУЕТ К СЕБЕ ВНИМАНИЯ!
Ну, что же пора подводить итог. Я желаю вам почаще поднимать глаза к небу и, улыбнувшись его синеве, вспомнить о скромном цветке-васильке и ощутить РАДОСТЬ ЖИЗНИ! Всего вам самого доброго!
До встречи!
ХоббиТАНИя там где РАДОСТЬ! ХоббиТАНИя канал хорошего настроения! ХоббиТАНИя приглашает друзей разделить хобби автора: путешествия, красоты природы, приятные мелочи, украшающие быт, рукоделие и многое другое всё то, что вдохновляет!
#василёк #василек #цветоквасилек #василексиний #василеклекарственный #лакарственныйрастение #василеккосметика #василекрастение #хоббитания

Видео взято с канала: ХоббиТАНИя

Васильки одно из самых красивых растений в вашем саду

Василек — замечательного вида цветок с множеством народных названий — блават, переполох, волошка, бобыльник и прочие..
Читайте подробнее про васильки: https://dachadecor.ru/tsveti/vasilki-odno-iz-samich-krasivich-rasteniy-v-vashem-sadu

Разноцветные васильки

Нежные, садовые цветы….
подпишись и не пропусти новое видео

Видео взято с канала: village life

ЦВЕТЫ ВАСИЛЬКИ В САДУ И ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ. ВЫРАЩИВАНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ, ЛЕЧЕБНЫЕ СВОЙСТВА

ПОДПИСКА НА МОЙ КАНАЛ https://www.youtube.com/channel/UC5ASG_WodqPbk9oUQu4QC1w.
ПАПОРОТНИК ПОСАДКА И ВЫРАЩИВАНИЕ. МАСТЕР-КЛАСС https://youtu.be/fxM3F_Rj7GE.
РОЗЫ – УКРАШАЕМ ЗАБОРЫ. СМОТРЕТЬ ДО КОНЦА. ЧАСТЬ 2 https://youtu.be/Dv6jCI3QhbQ

Видео взято с канала: Марина Цветы

Самые неприхотливые цветы Васильки. Сайт «Садовый мир»

Самые неприхотливые цветы. Васильки. Раньше мы видели их в полях и могли любоваться их небесно-голубым цветом. А сейчас в полях применяют гербициды, и растет там только основная культура рожь, овес, а васильки исчезли. Любуйтесь ими у себя на участке! Посмотрите, они занимают совсем немного места. А какое удовольствие! Каждое утро тебя встречают милые голубые головки, а на столе прекрасный васильковый букет!

Видео взято с канала: Садовый Мир

Почему цветок назвали Стань цветком на своем поле! Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим И хотите верьте сказке, хотите нет, но одно в ней правда: растет василек синий.

Нравятся..они мне напоминают мою юность,мой отчий дом.мою маму.Моя мама очень любила цветы,у нас их было много и васильки тоже росли разные,белые,розовые,фиолетовые,синие,голубые Когда собирала мама кому нибудь. Вижу в поле небесную синь, Запах злака несёт ветерок, С тех полей, где растёт василёк! Васильки, васильки, васильки, Словно юности нашей деньки, Они с детства несут добрый све. Васильки в поле И только в. западный приспособился расти в полузатененном месте.

Его можно посадить под деревьями с легкой ажурной кроной или со стороны строений, где в течение хотя бы половины дня светит солнце. Васильки растут в поле, где работал крестьянин. Он видел этот красивый и нежный цветок и понимал, что не все в жизни измеряется материальными ценностями, а есть и культура, поэзия. Если в поле побывает, Этот синенький цветок, Всем известный Ярко-синий, пушистый Он в хлебе родится, В еду не годится.

Так маленького Васю называют И те цветы, что в поле. Так и хочется назвать его русским. Кажется будто он растет только в России.

Васильки один из моих любимых. Побывав здесь, мне захотелось быстрее в лето. Уже такое ностальжи!Трогательное обаяние полевых цветов по-прежнему вдохновляет поэтов и влюбленных, дарит романтическое настроение. Полевые и луговые цветы, названия которых многообразны, сегодня можно найти в самых престижных.

Так светлы они и так глубоки! Подарили этот цвет небеса, А, быть может, и цветы васильки Петровская М. ***** Ярко-синий сарафанчик. И зелёный стебелёк.

Распустился в поле. Увлеченный ею в поле, он превратился в синий цветок, напоминающий своей окраской голубую воду. Кажется на первый взгляд, что василек очень прост. Но это совсем не так. Васильки растут в поле, где работал крестьянин.

Он видел этот красивый и нежный цветок и понимал, что не все в жизни измеряется материальными ценностями, а есть и культура, поэзия. Но предпочтение отдается все-таки многолетникам, так как они неприхотливы, легко размножаются и не болеют. Такое растение может расти на одном месте до 10 лет, давая обильный цвет и семена.

Народные легенды объясняют происхождение названия василька по-своему. Жила в одном селе вдова с единственным сыном Василем. Был он красивым и работящим парубком. С утра до ночи трудился на своем поле, а потом шел к реке – умыться, отдохнуть.

Увидела его молодая русалка и влюбилась. Стала она звать Василя к себе – посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой. Но Василь наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле. Он даже смотреть на нее не хотел.

Рассердилась русалка – раз так, то тогда не доставайся ты никому, а навсегда стань цветком на своем поле. Закачался цветок среди ржи. Был он синим, как глаза парубка и назвали люди тот цветок в честь него васильком.

Есть две древнеримские легенды, которые свидетельствуют о том, что василек был прекрасно знаком древним римлянам. Одна из них сообщает, что цветок этот получил свое название (Cyanus) «цианус» от имени одного прекрасного юноши, который был так увлечен его красотой, что все свое время посвящал плетению из него гирлянд и венков.

Юноша этот никогда не покидал полей до тех пор, пока на них оставался хотя бы один из его любимых васильков, и одевался всегда в платье одинакового с ними синего цвета, который его так очаровывал. Флора была его любимой богиней, а из всех ее даров наш цветок был даром, который юношу наиболее увлекал.

Впоследствии он был найден мертвым на хлебном поле, окруженный васильками, которые он собирал. Тогда богиня Флора за такое его постоянство и в знак особого к нему своего расположения, за его к ней любовь превратила его тело в василек, и все васильки с этих пор стали называться «цианус».

Другая римская легенда так объясняет причину постоянного нахождения васильков среди хлебных полей. Когда Церера, богиня жатвы и земледелия, гуляла однажды по хлебным полям и радовалась тому благословению и благодарности, которые ей расточало за них человечество, из гущи колосьев вдруг раздался жалобный голос росших там васильков: «О Церера, зачем ты приказала вырасти нам среди твоих хлебных злаков, которые покрывают своими роскошными колосьями всю страну?

Сын земли рассчитывает только количество барыша, который ему принесут твои злаки, и не удостаивает нас даже одним благосклонным взглядом! Так дай же и нам такую снабженную колосом вершину, как у поникших от тяжести хлебных колосьев, или же позволь нам расти где-нибудь отдельно, где бы мы могли избавиться от презрительных взглядов человека».

На это богиня ответила дорогим своим цветочкам: «Нет, милые мои дети, не для того я поместила вас среди шумящих хлебных колосьев, чтобы вы приносили какую-либо пользу человечеству; нет, ваше назначение гораздо выше; чем то, которое вы предполагаете и которое предполагает человек: вы должны быть пастырями среди великого народа — колосьев.

Поэтому-то вам и не следует, подобно им, шуметь и клониться отягощенной головой к земле, а, наоборот — вы должны свободно и весело цвести и глядеть, как чистый образ тихой радости и твердой веры, вверх, на вечно синее небо — место пребывания божества.

По этой же причине дано вам лазоревое, цвета небесной тверди, пастырское одеяние, чтобы отличить вас как служителей неба, посланных на землю проповедовать людям веру, а богам — верность. Имейте только терпение, настанет день жатвы, когда все эти колосья падут под рукою жниц и жнецов, и тогда вы, кажущиеся теперь и заброшенными и одинокими, обратите на себя всеобщее внимание.

Жницы будут искать и рвать вас и, свив из вас венки, украсят ими свои головы или же, связав из вас букетики, пришпилят их себе на грудь». Слова эти успокоили обиженных васильков. Исполненные благодарности, они замолкли, и радовались своему выдающемуся положению и своему высокому назначению.

И так продолжают они цвести, как прелестные пастыри, среди волнующегося моря колосьев и вещают людям о милости и благости неба.

Прелестная старинная легенда о васильках есть у П. Мантегацца. Однажды небо упрекало растения одного хлебного поля в неблагодарности. «Все, —сказало оно, — что населяет землю, благодарит меня. Цветы воссылают мне свои благоухания, леса — свой таинственный шепот, птицы — свое пение; только вы стоите, как окаменелые, и упорно молчите, хотя не кто иной, как я, наполняет ваши корни освежающим дождем и заставляет зреть золотистые зерна ваших золотистых колосьев».

«Мы нисколько не неблагодарны, — возразили колосья, — мы украшаем землю, твое дитя, вечно волнующимся и качающимся морем зелени, но мы не можем тебе иначе выразить нашей благодарности: у нас нет способа, чтобы вознестись к тебе; дай нам его, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о нашей к тебе любви».

«Хорошо, — сказало небо, — если вы не можете вознестись ко мне, так я сойду к вам». И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудные синие цветочки, кусочки его самого. И с тех пор стебли хлебных злаков наклоняются при каждом дуновении ветерка к этим отпрыскам синего неба, ластятся к ним и нашептывают им нежные слова любви.

Ссылка на основную публикацию