Что такое куртина в ландшафтном дизайне, виды куртин, какие растения подходят и что нужно учитывать при посадке

Растения и стили: “шпаргалка” для начинающих ландшафтных дизайнеров

Если вы планируете интересно оформить садовый участок, одно из лучших решений — придерживаться определённого стиля. Стиль сада — это его смысловой образ, концепция, лейтмотив. У него свои каноны и атрибуты, и в нём, как говорится, всё уже подобрано, причем грамотно и со вкусом. Таких стилей много (а вовсе не три, как принято считать). И каждый предусматривает широкие возможности и разнообразие вариантов исполнения.

Ну а коль скоро речь идёт о саде, то первую скрипку в нём играют растения. Они-то и делают сад садом. Поэтому стиль прежде всего определяется ими, а уже потом архитектурными формами. У каждого — свои цветы, кустарники и деревья. Конечно, многие из них универсальны и подходят ко многим стилям сразу. Но дело даже не в выборе конкретных видов и сортов, а в их сочетании. Нужная комбинация растений — это и есть главный секрет создания садового стиля.

Поэтому сегодня я предлагаю вам свой «навигатор» по самым эффектным стилям и соответствующим им растениям.

Альпийский сад

Этот сад похож на альпийскую горку, он воспроизводит горный пейзаж. Его особенность — применение большого количества природного камня. Такой сад, как правило, отличается неровным рельефом или находится на склоне. Если участок ровный, рельеф создаётся искусственно. Большинство насаждений в альпийском саду невысокие, предпочтение отдаётся хвойным растениям.

Деревья:
все хвойные, в основном невысокие: сосна горная, пирамидальные и стелющиеся можжевельники, ель канадская Коника, туя. Подойдут одиночные посадки плодовых культур, в том числе стелющиеся формы яблони.

Английский стиль

Здесь создаётся впечатление старинной английской усадьбы с тем самым газоном, который подстригался в течение 300 лет. Элегантность с элементами классики, но без регулярности и симметрии. Можно сказать, пейзажная классика. Сад в английском стиле не пестрит яркими красками, первую скрипку в нем играют листва и травы.

Деревья:
берёза, дуб, каштан, лиственница, рябина (дикорастущая или десертная).

Арт-повери

Это слово переводится примерно как «нарочитая, артистическая бедность». Сад оформляют так, чтобы он выглядел артистично, свободно, без рамок и канонов, но чтобы кое-где за нарочитой простотой проглядывала изысканность. Как будто бы хозяин сада и есть законодатель садовой моды. Арт-повери — в какой-то степени богемный стиль.

Лианы:
актинидия, лимонник, девичий виноград, клематисы и жимолость каприфоль.

Деревья:

ель голубая и серебристая, туя, сосна чёрная или сосна Веймутова, колоновидный можжевельник, каштан, клён, колоновидная яблоня, плакучая береза или ива.

Арт энд Крафт

Сад рукоделия и искусства. Очень многим он давно интуитивно нравится и поэтому прижился на дачных участках, хотя хозяева порой и не знают, что это и есть Арт энд Крафт. Здесь преобладает ручная работа, садовые фигурки-персонажи, различные миниатюры и композиции. Много ярких растений и «стильных штучек». В результате сад в этом стиле воспринимается как «тёплый» и домашний.

Деревья:
рябина, ель голубая, ива или берёза плакучая, искусственно сформированные деревья: вяз, берёза, дуб, липа, клён, ольха, каштан, тополь, а также все плодовые и хвойные.

Архитектурный стиль

Несмотря на название, архитектурный стиль — очень «растительный». Он словно интерпретирует архитектуру, изображает ее языком ландшафта. То есть здесь обыгрываются формы и образы разных сооружений и конструкций. Стиль как будто говорит нам, что у всего, что бы ни создавал человек, так или иначе были прототипы в живой природе. А самих МАФов (малых архитектурных форм) в нем не больше, чем в других.

Барокко

Парадный, роскошный, дворцовый стиль. Но возможен он и на обычном дачном участке.

Нужно лишь взять некоторые его «реплики»: множество ярких расцветок, плавные линии, дугообразные формы и завитки, ковку, ширмы и перголы, светлые оттенки и соответствующие растения.

Деревья:
плакучая берёза, рябина, липа, клён, вишня, груша, яблони плодовые и декоративные.

Брутализм

Для садового брутализма характерны резкие контрасты между грубым и изящным, тёмным и светлым, низким и высоким. Это очень природный стиль, ничего техногенного в нём нет. Можно сказать, что он несколько «первобытный», но если уж в нем используется какая-то современная деталь, она должна быть суперсовременной. У брутализма очень много «своих» растений.

Лианы:
актинидия, амурский и девичий виноград, хмель, горный клематис, лимонник.

Кантри

Кантри — стиль деревенского быта. Он очень яркий, «лоскутный», непринуждённый, несимметричный, в нем много «деревенских» аксессуаров. Предпочтение отдается огородным культурам и плодовым деревьям, но особенно ярким должен быть палисадник

Лианы многолетние и однолетние:
хмель, ипомея, душистый горошек, фасоль огненная, тыква декоративная.

Классический стиль

Это и есть так называемый регулярный стиль, о котором многие слышали. Чёткая симметрия и строгие формы газонов, цветников и дорожек, большие пространства, «греческие» беседки, лепнина, фонтанчики и топиари. Если снизить градус помпезности и использовать стилизацию, классику реально создать даже на небольших участках.

Кустарники:
вейгела, жимолость съедобная, спирея, сирень, чубушник, парковые розы, чайно-гибридные и миниатюрные розы, барбарис Тунберга, бирючина, миндаль трёхлопастный.

Деревья:
ель, в том числе голубая, шаровидная туя, пирамидальные кипарисовики или можжевельники, липа, вяз, клён, пирамидальный тополь, плодовые культуры.

Лесной сад

У тех, чей участок находится в лесу, фактически уже есть сад в лесном стиле. Этот стиль подражает естественной природе. Сад должен быть затенённым, состоящим из лесных деревьев и дикоросов. Аксессуары — деревянные, нарочито грубоватые, используется также плетение из лозы.

Модерн

Стиль модерн очень элегантен, главное в нём — плавные, текучие линии, изящество, визуальная «дороговизна». Он аналогичен модерну в интерьере. Материалы для построек используются преимущественно натуральные, фигурки должны быть изящными, растений много и они должны быть густо посажены. Растительные символы стиля — ирис и гладиолус. Кстати, именно растениями, а не перегородками, зоны сада отделяются одна от другой.

Кустарники:
гортензия древовидная и крупнолистная, розы, бузина, чубушник, рододендрон, плетистые розы, барбарис Тунберга, спирея серая или японская.

Немецкий стиль

Это очень нарядный, а главное, аккуратный и ухоженный сад «с открытки». В нем сочетаются элементы кантри и классики. Самое важное здесь — педантичность, рациональность и добротность. Подстриженные деревья, пышные цветники, фигурки в сельском стиле, декоративная мульча, натуральные и качественные материалы для всех объектов.

Деревья:
ель, сосна, туя, плакучая берёза или ива, рябина, искусственно сформированные деревья, клён, тополь, все плодовые культуры.

Персидский стиль

Это сад на восточную тему. Но Восток бывает разным, и в данном случае речь идёт о мотивах Средней Азии. Здесь много ярких растений и аксессуаров, а также различных мелких деталей, которые интересно рассматривать. Создать персидский стиль помогут уютные внутренние дворики, цветная тротуарная плитка и мозаика, ручейки, желательно устроить небольшой круглый водоём. Арки и проёмы в конструкциях лучше сделать стрельчатой формы.

Цветы и многолетники:
маки, хризантемы и астры, ирисы и гладиолусы, агератумы, гайлардия, георгины, лилии и лилейники, пионы, бархатцы махровые, душистый табак, лаватера, гипсофила. Обязательно большое количество сортовых тюльпанов. К стилю отлично подходит рис, если выращивать его на специальных «заливных» участках.

Романтический стиль

Сад в романтическом стиле навевает воспоминания о старых добрых временах. Это, можно сказать, ностальгический сад, сад а-ля ретро. Романтический стиль — пейзажный, со множеством укромных уголков, фонтанчиков, со старыми деревьями, мостиками и скамейками. Ключевое растение — роза.

Садовый минимализм

В минималистичном саду всё просто и лаконично, а деталей — немного, как и в минималистском интерьере. Именно деталей, дополнений, конструкций. А вот растений как раз должно быть много. Но не всяких, а выразительных. Они высаживаются крупными куртинами, пёстрая смесь в этом стиле не приветствуется. Формы и линии не обязательно строго геометричные, но простые и чёткие.

Деревья:
туя, сосна чёрная или сосна вейтмутова, голубая ель, колонновидный можжевельник, клён, плакучая берёза, ива, колоновидная яблоня, каштан.

Садовый хай-тек

В садовом хай-теке, в отличие от интерьерного, вовсе нет обилия металла, пластика и бетона. Он как раз отдаёт преимущество природе. Это сад необычных и смелых решений, где используются «высокие садовые технологии»: современные отделочные материалы, необычные (как правило, абстрактные) конструкции и аксессуары. Именно в саду в стиле хай-тек можно увидеть оригинальные, непривычные для глаза водоёмы, беседки, площадки для отдыха.

Кустарники:
их немного, но преимущественно такие, у которых есть что-то интересное: листья, форма кроны, плоды — например, красный барбарис, вереск, рододендрон, снежноягодник.

Деревья:
принцип тот же — интересный вид: подойдут декоративная яблоня, голубая ель, интересно сформированный дуб, плакучая береза.

Скандинавский стиль

Этот стиль представляет собой сочетание простых форм и яркой цветовой гаммы, простого крупного орнамента и натуральных материалов, но вместе с тем — обилие интересных аксессуаров, разного освещения, много уголков отдыха, хотя и небольших по размеру. Для скандинавского стиля характерна универсализация. То есть каждый объект и предмет в саду можно использовать и так, и эдак — по желанию и настроению.

Деревья:
любые хвойные растения, а также любые плодовые и лесные, но некоторые из них должны выделяться — например, формой кроны или окраской листьев.

Средиземноморский стиль

Это «южный» колорит таких стран, как Италия, Греция, Кипр. В средиземноморском стиле много мощеных и гравийных площадок, терракотовых горшков и фигурок, обязателен внутренний дворик — патио, много садовой мебели и растений.

Стиль дворянской усадьбы

Сад в этом стиле имеет характерную особенность: он делится на две части — регулярную (парадную) и пейзажную. Много тенистых уголков, беседка у пруда, который оформлен в природном стиле, гроты, каменные скульптуры, аллеи, газон и правильной формы цветники. Дом украшается вертикальным озеленением. Беседки и павильоны напоминают греческую архитектуру.

Французский стиль

Более понятно и узнаваемо будет такое определение, как стиль Прованс. Точнее, атрибуты Прованса преобладают в французском стиле, но к этому добавляются некоторые элементы классики. Стиль очень камерный, уютный, его сложно реализовать на большой площади. Обязательны огород и газон, а все цветники располагаются по периметру. Площадка отдыха устраивается у входа в дом, а из материалов используются дерево, гравий и кирпич

Многолетники и цветы:
шток-роза, ирисы бородатые большими группами, лилии, шалфей, полынь, наперстянка, лаванда (в наших условиях лучше коровяк или вероника), папоротники разных сортов(группами и в одиночных посадках), пеларгония зональная, герань.

Деревья:
туя, плодовые культуры, декоративные плодовые деревья.

Фэнтези

Стиль фэнтези можно ещё охарактеризовать как «сказочная готика», стиль сказок и легенд. А ещё можно определить его как средневековый сад. Дом в форме замка вписался бы сюда идеально. Извилистые дорожки и тропинки, мхи, верески, валуны, заросшие пруды, гроты и коряги, кованые элементы и садовые фигурки «под бронзу», много вертикального озеленения.

Многолетники и цветы:
хосты, ревень, роджерсия, почвопокровные альпийцы: овсяница сизая, мыльнянка, огненная гвоздика, алиссумы; альпийские астры, папоротники, ирисы, «лесные» луковичные, колокольчики.

Лианы:
«Символы» стиля — виноград амурский и девичий, хмель, лимонник, актинидия, горный клематис.

Деревья:
дуб, вяз, ольха, берёза, ива, ирга, колоновидная яблоня, клён, лещина, рябина, яблоня, слива, вишня. Вообще при выборе деревьев важно ориентироваться на те, у которых красивый рисунок ветвей и более тёмная кора.

Экзотический сад

Сад, подражающий образам экзотических стран — Африки, Австралии, Бразилии. Он создаёт колорит тропических джунглей. В этом стиле много цвета и орнаментов, деревянных настилов и ширм. А растительность, окружающая всё это, очень пышная.

Деревья:
ирга, яблоня, войлочная вишня, слива, клёны приречный и татарский.

Экостиль

Стиль эко воссоздаёт в саду образ дикой природы. Это лесные деревья, дикоросы, злаковые травы, постройки и аксессуары из натурального дерева, природный газон из клевера, «сухие» подпорные стенки с почвопокровными растениями, грубоватая мебель ручной работы. Главная концепция сада — экологичность.

Кустарники:
дерен, бузина, жимолость, арония черноплодная, барбарис, лещина крупная (фундук) и лещина обыкновенная, сирень, чубушник. Но подойдут и любые лесные кустарники.

Деревья:
ива плакучая и козья, ирга, черёмуха, рябина, клён, берёза, дуб, а также разные лесные деревья.

Японский сад

Это загадочный, философский сад, в котором преобладают канонические атрибуты и растения с декоративными листьями. Все элементы, постройки, аксессуары должны производить впечатление старых, древних. Это вода, много натурального камня, сады камней, бамбук, мох, японские каменные фонарики, простые формы строений, асимметрия во всём.

Многолетники и цветы:
хоста, астильба, папоротники, роджерсия, ревень, разнообразные осоки и злаки, бруннера, лабазник, лилейник, ирисы, различные хризантемы, луки, ландыши, черемша, бузульник, пионы, луковичные цветы «природного» вида, бамбук (можно заменить его чёрной ольхой сорта «Империалис»).

Надеюсь, что эта «шпаргалка» поможет вам создать сад вашей мечты — яркий, стильный и эффектный. Удачных экспериментов!

Куртина в ландшафтном дизайне

Кабинет — элемент внутренней пространственной садово-парковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII-XVIII веков большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и садово-парковыми постройками.

Картуш — орнамент в садовом партере XVII-XVIII вв., напоминающий по форме полуразвернутый свиток с завитками. В центре картуша размещался вензель, эмблема владельца сада.

Каскад — специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, служащее для ниспадания струй воды на местах быстротоков естественных речек и ручьев, а также на путях искусственных водотоков с последовательного ряда мелких террас. Один из элементов парковой композиции, особенно террасных парков.

Кашпо — декоративное изделие из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения в интерьере и на открытом воздухе.

Читайте также:  Беседка в ландшафтном дизайне: что посадить рядом, вьющиеся растения и клумбы на даче, какие цветы подойдут для

Квартал — 1) элемент садово-парковой композиции, введенный еще в средневековье, с цветниками, беседками, скульптурами: 2) часть лесопарковой территории, ограниченной просеками.

Квинкунс — способ посадки деревьев сдвинутыми рядами в шахматном порядке, с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами. Образует один объем и обеспечивает видимость по диагональным направлениям между стволами; прием использовался еще при создании садов в древнем Риме.

Классицизм — художественный стиль XVIII — начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В русском паркостроении отождествляется с пейзажным стилем планировки, отказом от регулярных построений, как противоречащих природе. Образцы парковых сооружений в стиле классицизма — храм Дружбы в Павловске, Камеронова галерея в Екатерининском парке г. Пушкина, павильон Флоры в Софиевке и т. д.

Клумба — группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала; в регулярном парке с середины XIX века клумбой называют цветник, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Различаются К. и по цветовому решению, и ассортименту высаживаемых растений: К. из летников, двулетников и многолетников; простые (из одного вида растений) и сложные (из 2-3 видов), одноколерные и многоколерные.

Компартимент — отдельная садово-парковая композиция в садах и парках XVII-XVIII вв., из частей которой создавался весь ансамбль: например, компартимент партерный, состоящий из идентичных цветочных ковров, симметрично размещенных вокруг скульптуры или бассейна.

Ксист — небольшое пространство перед домом в виде плоского, разбитого на квадраты или прямоугольники сада с четким осевым построением, преобладанием газонов и бордюров.

Кулиса — группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство или ландшафт.

Курдонер — парадный двор дворца, виллы, замка в виде сада, со стороны улицы огражденный сквозной оградой, со с остальных сторон — частями или корпусами П-образного в плане здания.

Куртина — 1) отдельный участок леса, ботанического сада, дендрария; 2) крупная группа от 20-90 и более экземпляров деревьев и кустарников одной породы; 3) обложенная дерном грядка для цветочных растений.

Вопрос размещения на участке растений прорабатывается на этапе ландшафтного проектирования с учетом отличительных декоративных признаков растений, их назначения и требований к условиям произрастания. При этом профессионалы всегда учитывают, будет ли растение произрастать отдельно или в группе. Мы уже познакомили наших читателей с понятием “солитер”. Сегодня расскажем об основных правилах создания растительных групп.

Группами называют несколько растений (это могут быть цветы, кустарники, деревья), высаженных близко друг к другу. Группы объединяют растения одного вида или сочетаемые по срокам цветения и условиям произрастания. Группы применяют как в композициях пейзажной, так и регулярной планировки для смягчения жестких линий. Условно группы можно разделить на групповые посадки, куртины и насаждения (массивы).

Групповые посадки
В групповых посадках растения высаживают группами по 3, 5, 7 штук на газонах, лужайках, в парках и садах. При проектировании групповых посадок для озеленения любой территории особое внимание уделяется подбору растений со сходными требованиями к почвенным и агрохимическим условиям. Групповая посадка — это своего рода одушевленная скульптурная композиция, архитектурная группа, которая определенным образом расположена в пространстве, несет смысловую нагрузку ландшафтного проекта и должна быть декоративна в любое время года за счет разновременности цветения растений.

Посадки этого типа хороши на фоне газонов или цветников. При помощи пятен из цветов можно оформить переход от сада к лужайке перед домом или выделить различные зоны участка. Хорошо будут смотреться и пятнышки цветов под деревьями. Очень эффективно можно оформить вход на участок, вход в дом, украсить уголок для отдыха, подчеркнуть поворот дорожки, оформить пространство перед фонтаном, у беседки. Главная особенность такого оформления — естественность, поэтому в данном случае не нужно придерживаться четкости линий и форм.

Групповые посадки лучше всего располагать свободно на газоне или на ковре почвопокровных растений. В этом случае группа обозревается со всех сторон. В центре такой группы высаживают кустарник. Группы являются распространенным и наиболее часто применяемым видом посадок из однолетников и многолетников. Если группу делают около здания или на границе газона, то есть круг обозрения цветника будет ограничен одной-двумя сторонами, тогда на заднем плане группы высаживают кусты или высокорослые растения, а на переднем — более низкие экземпляры.

Куртины
Если растений больше десяти, то это уже куртина. Куртины могут быть плотными или ажурными в зависимости от степени сближения деревьев или кустарников. В плотных куртинах кроны взаимно перекрываются. Их высаживают на заднем плане, где они выполняют роль фона или защищают декоративные растения переднего плана от холодных ветров либо перегрева. Расстояние между деревьями в плотной куртине составляет 4-5 м, между кустарниками 2-2,5 м. Ажурные куртины должны быть более редкими, чтобы их кроны не закрывали пейзаж. Поэтому такие посадки делают на переднем плане, вдоль аллей или дорожек. Расстояние между деревьями — 5 м и более. Для ажурных посадок лучше подходят мелколиственные (береза, тополь), светлохвойные (сосна, лиственница) породы, для плотных куртин — широколиственные (клен, ясень) или темнохвойные (ель, пихта) породы.

Для декорирования оград и заборов, а также других непрезентабельных построек; вдоль городских магистралей, аллей, в скверах часто высаживают однорядные или двухрядные посадки деревьев и кустарников, образующих плотные живые изгороди (жасмин, шиповник, барбарис, снежноягодник и т.д. ). Живые изгороди, которые также можно отнести к куртинам, обычно формируют из одинаковых растений. Прекрасно смотрятся изгороди из барбариса, вереска обыкновенного, магонии падуболистной, туи западной.

Насаждения, или массивы
Более крупные группы деревьев и кустарников называют насаждениями, или массивами. Они могут состоять из различных видов. В зимнее время насаждение очень выигрывает, если в его составе есть вечнозеленые хвойные растения. Густые массивы деревьев и кустарников высаживают на заднем плане, где они выполняют защитную или фонообразующую функцию.

Простые и смешанные группы
Группы, создаваемые из одного вида или сорта, называются простыми. Они образуют однотонные красочные пятна весной, летом или осенью, в зависимости от срока цветения растений. Для простых групп, составляемых из одного вида или сорта, пригодны почти все растения, как особо декоративные с крупными махровыми цветками, так и самые скромные и малозаметные.

Группа может быть смешанной (из растений разных видов). В ней учитывается взаимная сочетаемость растений по срокам цветения, условиям произрастания (световым, водным и почвенным) и габитусу (высоте, окраске, форме). По времени цветения можно создать группы из одновременно цветущих растений или из последовательно зацветающих видов. Если смешанная группа состоит из красивоцветущих растений, целесообразно подобрать их так, чтобы цветение одних видов сменялось цветением других. Варианты сочетаний могут быть самые разные, но все растения должны гармонировать по цвету, чтобы выглядеть естественно.

Правила посадки
При обустройстве садового участка придерживаются следующих правил:

количество кустарников и многолетников в группе зависит от их размера и планировочного решения. Чем крупнее растения, тем их нужно меньше;

плотность посадки растений в группе зависит от их биологических особенностей. Увлекаться густыми посадками не следует, так как со временем, разрастаясь, растения начинают теснить друг друга. Высокие многолетники с крупными листьями высаживают по 1-2 шт. на 1 кв. м, средневысокие — по 3-4, средней высоты — 6-12, низкие — 20-25, карликовые и мелколуковичные — до 50 шт. на 1 кв. м;

группа может быть достаточно плотной или сквозистой, но она должна иметь четкие очертания. Для этого посадку растений проводят таким образом, чтобы во взрослом состоянии их кроны смыкались;

контуры группы должны быть извилистыми. Следует избегать четких геометрических фигур. Оставьте овалы, круги и прямоугольники для клумб. Границы группы должны быть мягкими и плавными — это придает посадкам естественность;

часто в группы высаживают нечетное количество растений: деревья и крупные кустарники — по 3 шт., среднерослые кустарники — по 5 шт., низкорослые или карликовые кустарники — по 9 шт. При необходимости число растений может быть увеличено или уменьшено. Размер группы, высота и количество высаживаемых в ней растений зависит от размеров лужайки, газона, характера размещения кустарников и деревьев;

для того чтобы смешанная группа сохраняла свою архитектонику в течение многих лет, желательно учитывать темпы роста входящих в нее растений. На ограниченных площадях не следует высаживать быстрорастущие породы.

Уход
Декоративная группа всегда должна выглядеть опрятно, то есть недопустимо засорение посадок остатками опавшей листвы и отмершими ветвями, зарастание сорняками. В противном случае растения быстро поражаются вредителями и болезнями, группа становится источником инфекции для всего сада, не говоря уже о потере декоративности.

Это означает регулярное уничтожение сорняков, удаление усыхающих ветвей и вырезание лишней корневой поросли, мульчирование торфом, торфокомпостом или древесной щепой приствольных кругов, обрезка края газона (так называемая “отбивка”) по контуру декоративной группы для предотвращения зарастания ее газонными травами. Из-за плотности произрастания в засушливые периоды лета “участники” группы нуждаются в дополнительном поливе, по той же причине растения необходимо обязательно ежегодно подкармливать органическими и минеральными удобрениями, внимательно следить за их состоянием.

Автор статьи Шевченко Р.
Группа компаний Альта

Значение слова «Куртина» в Словаре по ландшафтному дизайну. Что такое куртина? Узнайте, что означает слово kurtina — толкование слова, обозначение слова, определение термина, его лексический смысл и описание.

Куртина

Куртина – (от франц. courtine), в лесоводстве группа деревьев или кустарников одной породы в смешанном лесу или групп лучших деревьев, оставленных после рубки леса для обсеменения вырубок; в декоративном садоводстве свободно стоящая группа деревьев, кустарников или цветочных растений.

Словарь по ландшафтному дизайну

Поделиться с друзьями:

Постоянная ссылка на страницу:

Ссылка для сайта/блога:

Ссылка для форума (BB-код):

«Куртина» в других словарях:

Куртина

— (от франц. courtine) — в лесоводстве группа деревьев иликустарников одной породы в смешанном лесу или групп лучших деревьев,оставл. Энциклопедический словарь

Куртина

— Ж. отдельная часть сада, участок, кодочек, островок. | воен. часть вала между двумя бастионами; в строении: межистенок, простенок. Словарь Даля

Куртина

— Цветочная грядка, клумба. и еще 1 определение Словарь Ожегова

Куртина

— — участок крепостной ограды обычно прямолинейного начертания, соединяющий обращенные друг к другу части двух соседних бастионов. и еще 4 определения Исторический словарь

КУРТИНА

— Ы, ж. 1. устар. Обложенная дерном гряда для цветочных и других растений.. Словарь иностранных слов

куртина

— КУРТ’ИНА , куртины, ·жен. ( ·франц. courtine). 1. Клумба, цветочная грядка в саду. Перед террасой были устроены курт. Толковый словарь Ушакова

Массивы, боскеты, куртины

Массивы, имеющие свободные очертания, – принадлежность ландшафтных (пейзажных) парков. Классификация массивов предельна проста. Они бывают естественными и искусственными, рукотворными. Как правило, создают их методом рубок и посадок. В одном месте рубят, в другом – сажают.

Боскеты по определению – искусственно созданные участки деревьев. Боскеты строгой геометрической формы встречаются в парках регулярных. Независимо от формы, боскеты делятся – на “рощи” и “кабинеты”.

  • Боскет типа “роща” – территория, ограниченная дорожками регулярного парка, занята насаждениями. Как правило, это деревья первой величины, принадлежащие к одному виду: березы, липы, дубы, сосны.
  • В боскете типа “кабинет” деревья растут по периметру участка, ограниченного дорожками, которые пересекаются под прямыми углами. Высаживают их очень плотно, в один или несколько рядов. В результате получаются зеленые стены – шпалеры – из стриженых деревьев (липа, бук, граб) или кустарника (боярышник и пр.). Пространство внутри этих стен и есть кабинет.

Со стороны и “роща”, и “кабинет” выглядят одинаково. Только углубившись в “рощу”, вы обнаружите – рощу. А войдя в “кабинет” (в шпалерах делают один или несколько узких проходов), увидите все, что угодно: место для уединенного отдыха, зеленый театр, танцплощадку, плантацию ягод или лекарственных трав, летнее кафе.

Разумеется, на небольших частных территориях называть лесные насаждения боскетами или массивами можно лишь условно: размах не тот. Поэтому нелишне напомнить золотое правило ландшафтного дизайна: все должно быть соразмерно и сомасштабно. На маленьком участке и скромная компания деревьев будет изображать роль лесного массива.

Боскеты с массивами могут играть массу ролей, например:

  • Красавцы. Думаем, данное утверждение в лишних доказательствах не нуждается. Красоту леса не воспел лишь ленивый.
  • Труженики. Плодовый сад – это тоже массив.
  • Стены. Они защищают от шума и пыли.
  • Крыши. Они создают тень.
  • Легкие. Они дают кислород.
  • Занавес. Лесной массив может создавать необходимую паузу в восприятии паркового ландшафта. Когда один великолепный вид сменяет другой, зритель может устать. Даже в самой гениальной пьесе нужен антракт. Очутившись после открытого пространства в лесном массиве, можно дать себе необходимую передышку. Внимание переключается с так называемых дальних видов на ближние. Зритель любуется травой, корой деревьев, игрой солнечных бликов на земле…

Помимо массивов и боскетов в парках могут встречаться древесные группы и куртины. Это участки насаждений площадью до 1 га, ограниченные открытым пространством. Куртины считаются переходным элементом между массивом и более четко выраженной древесной группой.

Законы садоводческой живописи

В эпоху просветительства в Европе развился новый архитектурный стиль, который сказался и на приемах декоративного садоводства. Исчезли стриженые формы и четкие аллеи, прямые линии и геометрические узоры цветников. Фонтаны стали считать насилием над природой. Взамен в парки пришли пейзажные композиции, натуралистические картины. Появились зеленые газоны с декоративными группами деревьев и кустов, изогнутые линии троп, овальные очертания прудов. «Я спокоен и наслаждаюсь природой, – писал Ж.Ж. Руссо об одном из таких парков, я дышу полной грудью, и нет посредника между мной и божественной гармонией мира».

Читайте также:  Рябина (красная, или обыкновенная) в ландшафтном дизайне дачного участка, её фото осенью и сочетание с другими растениями

Не только геометрический и ландшафтный приемы декоративного садоводства сохранились до нашего времени и активно используются при сооружении современных парков. Часто употребляют и символический прием, когда посадки определенных видов растений связаны с соответствующей смысловой нагрузкой. Например, дуб означает могущество и силу, тис – долголетие, ива повислая – печаль и тоску, береза белая – чистоту и нежность.

Понятно, что на малых по размерам приусадебных участках и подворьях тяжело выдержать соответствующие приемы декоративного садоводства. Но в этом и нет необходимости. Гораздо важнее, чтобы функциональность и декоративность посадок не возражали друг другу и гармонировали между собой. Сравнительно редко приходится встречать участки, где растения размещены эстетически грамотно. Помните, как у Антуана де Сент-Экзюпери: «Наверное, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять».

Искусство создавать декоративные насаждения в Японии называют живой живописью. Еще бы! Много сил тратит художник, воспроизводя натуру на полотне. Вызывают восхищение усилия скульптора, который ваяет по камню. Но как оценить искусство садовника, который предусматривает композицию своей картины из живых растений через несколько десятилетий вперед?

Существуют ли законы садоводческой живописи? Конечно, они есть. Мы уже упоминали символику деревьев. Издавна известен и «язык» цветов. Так, сочетая между собой различные виды растений, можно выразить все или почти все, чем живет семья и в чем заключаются ее идеалы.

Планирование посадок

В планировании посадок тоже есть свои закономерности. Наиболее ценные виды деревьев, кустарников или цветов высаживают, как правило, в центре двора или перед входом. Такие растения сами по себе являются центром экспозиции, ее главной идеей. Если это одно или несколько симметрично расположенных деревьев (кустов), их называют солитером. Солитеры отличаются яркой окраской листьев, декоративной формой кроны, пышным цветением или другими исключительными признаками. Они могут выполнять и смысловую нагрузку, его символику. На приусадебном дворе нельзя использовать много солитеров: они непременно будут «конкурировать» между собой. Лучше выбрать что-то одно: серебристую елку или повислую вербу, крупнолистную катальпу или стройную тую, куст роз или красную калину. Это уже в зависимости от предпочтений хозяина.

Посадки не должны укрывать собой всю площадь приусадебного участка. Вдоль периферии их делают более густыми, используя для этого наиболее высокие деревья и кусты. В центральной части участка оставляют место для солитеров и цветников.

В южных районах схему размещения посадок несколько изменяют, высаживая деревья более равномерно, чтобы создать из них защиту от жарких лучей солнца. Однако и здесь необходимо предусмотреть свободную от крупных растений площадь возле дома.

Групповые посадки

Если растения одного вида высаживают рядом в количестве до десяти штук – это группа. Групповыми посадками декорируют дома, хозяйственные постройки, украшают газоны и уголки сада. Группы растений могут быть ажурными или плотными в зависимости от того, насколько близко они смыкаются кронами. Издавна в декоративном садоводстве применяли прием посадки деревьев «букетами», то есть, чтобы они впоследствии срастались стволами. Существовала и другая форма группового размещения деревьев: триног или осьминог. В этом случае несколько деревьев прививали в одну крону, создавая тем самым удивительное растение на нескольких стволах-подпорках.

Биогруппа

От групповой посадки следует отличать биогруппы, состоящие из разных видов жизненных форм растений: берез и елей, кленов и рябин, елей и калин и т.д. Подбирая растения для биогруппы, необходимо учитывать не только их декоративные признаки, но и биологические свойства: светолюбивость, требовательность к почвам и влаге и т.д.

Куртины

Довольно редко на небольших по размерам приусадебных участках, а чаще во дворах городских домов можно увидеть посадки кустов куртинами. Это пространство, ограниченное тропами или газонами, на котором растут разные виды растений. Иными словами, куртины – это наименьшая составляющая единица декоративного насаждения. Куртины размещают на плане, чтобы отделить участок от строений, улицы или поля. В зависимости от назначения куртины могут быть чистыми или смешанными (из одного или нескольких видов растений), ажурными или плотными. Хорошо украшают кварталы новостроек ажурные куртины белой березы, плотные заросли цветущей сирени.

Растительные аллеи

Если деревья или кусты высаживают рядами вдоль тропы, их называют аллеей. На приусадебных участках аллеи создают из сирени, чубушника, туи, елок. Однако почти всегда это посадки одного вида растений.

Панорама

Декоративные насаждения, открывающиеся вдали, называются панорамой, ее открытая передняя часть, так называемый партер, состоит из газона, цветников и низкорослых кустарников. Конечно, в условиях небольшого двора трудно создать пейзажную панораму, где были бы все три дистанционные планы: передний – партер, задний – фон и средний – экспозиция. Поэтому панорама будет неполной, но и в этом случае она станет живописной, если удастся «отодвинуть» фон или экспозицию максимально назад, увеличивая за этот счет партер.

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии:

Комментариев пока нет, Вы можете добавить свой комментарий.
Для этого вам необходимо зарегистрироваться либо авторизироваться.

Плотные посадки в пейзажном стиле — «культурные» заросли

Каждый владелец маленького сада мечтает о том, чтобы даже на небольшой площади посадить сотни различных видов цветущих и декоративно-лиственных культур. Но подчас добиться особого разнообразия, эффекта сказочной наполненности пространства не так легко. Возможно, поэтому сегодня на смену строгим цветникам и ограниченным палитрам приходит естественный дизайн, в частности, одно из его самых «диких» направлений — искусство создания густых зарослей. В этой публикации расскажем об основных принципах создания «культурных» зарослей ландшафта в пейзажном стиле.

Цветник плотной посадки

Содержание:

Преимущества растительного «хаоса» в саду

Пейзажные группы растений, которые заполняют площадь хаотичными посадками и смешивают вместе десятки различных культур в сплошные композиции, создать не так просто, как может показаться на первый взгляд. Чтобы такие заросли воспринимались действительно как произведение ландшафтного искусства, необходимо не забывать о важных правилах и принципах их оформления и правильно подобрать растения, удерживая видимый хаос под строгим контролем. И хотя полного эффекта можно достигнуть лишь за несколько лет, зато ваш результат продержится десятилетиями.

Культурные заросли — плотные, кажущиеся хаотичными пейзажные посадки, заполненные разнообразными растениями, под которыми практически не видно и клочка почвы, обычно создают там, где нет места для классических решений.

Это «дикое» ответвление естественного стиля ландшафтного дизайна позволяет даже на скромных 60-80 квадратных метрах воплотить множество идей и выращивать десятки видов разнообразных растений. Даже крошечный сад благодаря созданию таких, кажущихся совершенно естественными, посадок преображается, приобретает глубину и выразительность.

Фактически метод создания уплотненных естественных посадок является своеобразным антагонистом для садовой геометрии и строгого зонирования. Такой вариант оформления больше всего подойдет тем садоводам, которые мечтают посадить как можно больше цветов и видов, но при этом обладают крайне ограниченной площадью и нуждаются в нестандартном решении.

Но не стоит думать, что густые заросли — это лишь вариант оформления для садоводов, обожающих природный стиль и желающих обыграть невыгодную площадь своего сада. Это уникальное течение пейзажного стиля ландшафтного дизайна имеет и массу других достоинств:

  1. «Дикий» стиль предлагает отвести один из уголков сада на композицию, практически не требующую ухода. Такой вариант оформления станет настоящей палочкой-выручалочкой для садоводов, мечтающих о настоящем саде для «лентяев». Ведь «заросли» тем и хороши, что растения в них развиваются свободно, хаотично и практически без вмешательства садовника.
  2. Густые заросли — это плотные посадки, которые создаются на десятилетия. Они постоянно меняются сами по себе, но всегда остаются привлекательными.
  3. Ни один другой вариант декоративных композиций из многолетних растений не предоставляет столько возможностей для импровизации. Густые заросли, если есть желание и настроение, можно постоянно изменять, добавлять новые краски или, наоборот, убирать растения, которые разочаровывают. Это прекрасное поле для экспериментов со стилем и своими навыками. Найти лучший стиль для любителей импровизировать, а не планировать все детали, сложно. Ведь это практически единственный вариант оформления, который подойдет для стихийных покупок «по порыву» и непродуманных решений. Вы сможете постоянно вносить что-то новое, не боясь провала, менять сад сообразно с изменениями своего вкуса и навыков, но всегда точно зная, что он все равно останется привлекательным и наполненным растениями, дышащими гармонией.
  4. Это вариант, работающий всегда и в любых условиях. Если из-за специфики почвы, расположения крупных деревьев, рельефа и т.п. у вас на участке есть уголок, в котором невозможно оформить классический объект, смело отводите его на густую пейзажную группу. И, возможно, этот стиль станет вашим любимым и заставит преобразить весь участок, превратив его в наполненное сотнями растений уникальное зрелище.

Течение пейзажного стиля, направленное на создание густых зарослей и заполнение всего пространства уплотненными посадками растений, получило немало прозвищ.

Одни называют такие композиции хаотичным дизайном, другие — цветущими зарослями, третьи — ленивым естественным стилем. Но название не столь важно. Несмотря на то, что создание зарослей на начальных этапах потребует упорства и, как минимум, нескольких лет работы, по сути оно является очень простым и требует минимальных вложений. Для применения такого стиля на практике не нужно обладать особенным художественным вкусом или профессиональными навыками. При упорстве и желании собственные густые заросли может создать практически любой цветовод.

Цветник плотной посадки

Стратегии организации уплотненных ландшафтных посадок

Существует две стратегии, благодаря которым можно создать уплотненные посадки в естественном стиле. Это поэтапное создание «культурных» зарослей» и

Поэтапная стратегия создания «культурных» зарослей

Простое и самое «импровизационное» решение — оформление обычной композиции, которую постоянно изменяют и дополняют, создавая заросли. Это создание простого цветника: высаживание базовых, наиболее любимых травянистых многолетников, древесных и кустарников в качестве основы композиции, с последующим постепенным заполнением растениями, которые полностью изменят облик и создадут эффект диких густых посадок.

Таким образом в начале фактически создают простую основу в естественном стиле или композицию с размещенными наиболее эффектными растениями. Затем постепенно, шаг за шагом свободное пространство заполняют куртинами неприхотливых и выносливых почвопокровников или способных захватывать территории многолетников, которые медленно трансформируют облик композиции, оценивая и меняя всякий раз этот облик на свой вкус.

Стратегия изначального планирования

Более сложная и менее интересная версия — изначальное создание густых зарослей по секциям, разделение территории, на которой вы хотите создать пышные заросли, на секции или квадраты, каждый из которых оформляют по отдельности.

Это вариант, требующий больших начальных усилий и планирования. Одни секции отводят только для высоких растений, на других чередуют высоту от высоких до низких, отдельные квадраты отводят только ковровым или почвопокровным культурам, а отдельные фрагменты используют для лучших цветущих многолетников.

Вместе такие фрагменты-квадраты создают своеобразное сложное полотно, сливаясь в единую концепцию только со временем. При таком оформлении каждый фрагмент территории фактически оформляют, как цветник с плотной посадкой многолетников, в котором соблюдаются лишь минимальные требования к расстоянию между соседними культурами.

Чтобы заросли были привлекательными, в каждой отдельной секции должен присутствовать уникальный набор растений, в котором к базовым, повторяющимся из зоны в зону культурам, добавляют эксклюзивные акценты. Обычно для каждой секции используют около 5 видов растений.

Подготовка почвы — начало работы

Но какую бы стратегию вы не выбрали, помните, что на достижение полного эффекта и создание плотных зарослей у вас уйдет несколько лет, как минимум. В это время пустоты и прогалины на клумбах необходимо не только засаживать весной и осенью при малейшей возможности новыми многолетниками, но и мульчировать почву декоративными покрытиями для того, чтобы сделать композицию привлекательной и в самом начале вашего пути.

На пустые места в композициях можно выставлять горшечные, высаживать летники, не забывая о том, что со временем потребность в таких мерах полностью отпадет.

Сам процесс обустройства «дикого» уголка начинается вовсе не с растений. Самый первый и главный принцип обустройства пышных зарослей, естественных композиций уплотненного типа — обеспечение качества почвы на участке. Вырастить как будто полностью заполненные сотнями растений и превратившиеся в сказочные заросли ансамбли без плодородного грунта невозможно. И именно с подготовки почвы для таких композиций следует начинать работу.

Глубокая перекопка, тщательная борьба с сорняками, улучшение характеристик благодаря внесению песка, органических удобрений, замены верхнего слоя почвы и применения минеральных смесей и микробиологических препаратов — все это позволит подготовить участок, на котором в кратчайшие сроки растения создадут действительно плотные заросли.

Расстановка вертикалей — «вытягивание» пространства ввысь

А вот высадку растений стоит начать с расстановки вертикалей. Ощущение неповторимого разнообразия густо растущих растений даже на маленьком пространстве невозможно создать, если не «вытягивать» композиции ввысь.

Самый популярный вариант — это вовсе не введение в композиции кустарников и древесных, а установка опор и создание стен из лиан. Их массивные пышные кроны создают то же ощущение наполненности зеленью, что и высокие деревья, но фактически лианы занимают минимальную площадь в горизонтальном измерении и позволяют создавать иллюзии гораздо большего числа растений при минимальных использованных средствах. С помощью решеток и других опор создают своеобразные рамки для зарослей и расставляют визуальные разделители, между которыми затем заполняют всю почву.

Читайте также:  Каменная крошка в ландшафтном дизайне: как укладывать цветную и декоративную, использование мраморной и гранитной, фото в ландшафте

Правила подбора растений для сплошных естественных групп

Культуры подбираются по принципу «от большого — к маленькому». Сначала разместите кустарники и деревья, потом высадите травянистые многолетники и заполните пространство почвопокровниками, которые «сомкнут» посадки.

Цветник плотной посадки

В основе принципов подбора растений для создания густых зарослей всегда лежит практичность.

Конечно, можно создать плотные посадки и из сплошных цветущих культур. Но, во-первых, далеко не все из них могут похвалиться эффектной зеленью, способной создать привлекательную картину за рамками периода цветения. А, во-вторых, ухаживать за вашими цветущими зарослями будет нелегко. Поэтому растения подбирают так, чтобы они максимально облегчали уход за посадками, позволяли получить композицию, не требующую регулярных обрезок, сложной заботы, постоянного деления, но при этом были бы и эстетичными. К базовым, полностью заполняющим пространство пышными насаждениями культурам прибавляют и очаровательное цветение, но не за счет признанных звезд, а благодаря выбору более скромных и выносливых видов.

Один из самых важных принципов — поиск растений, не боящихся тесного соседства, прекрасно себя чувствующих в компании почвопокровников и способных достаточно активно разрастаться для того, чтобы не осталось и сантиметра свободной почвы. И при этом многолетники не должны подавлять своих соседей и воздействовать на них угнетающе.

Все культуры, которые будут использованы для создания густых зарослей должны обладать такими характеристиками:

  • сохранять привлекательность в течение, как минимум, всего активного садового сезона, а еще лучше — и зимой;
  • быть выносливыми и неприхотливыми, засухоустойчивыми и хорошо адаптирующимися;
  • отличаться привлекательной зеленью;
  • полностью соответствовать климату местности и обладать высокой зимостойкостью;
  • принадлежать к числу многолетних растений, не требующих частой пересадки и разделения.

Что касается цветовой гаммы, то обычно композиции в стиле уплотненных посадок делают хаотичными, отказываясь от определенной концепции и смешивая между собой как можно большее число красок. Такое разноцветье — самый простой вариант для того, чтобы подчеркнуть характер образовавшихся зарослей. Но, при желании, можно использовать как контрастные цветосочетания, так и придерживаться более гармоничной палитры.

Какие именно растения посадить в «диком» уголке?

Любой дизайнер, решающий задачу создать сад, за которым легко ухаживать, и ограниченный небольшой площадью, в первую очередь, предлагает активно использовать, наряду с деревьями и кустарниками, травянистые многолетники из числа почвопокровников.

Манжетка и герани — главные звезды такого дизайна наряду с тимьяном и стелющимися бересклетами. Эти культуры действительно высаживают на века. Постоянно разрастаясь и создавая сплошные композиции, они фактически создают базу оформления, неизменную в течение десятилетий.

Но такое банальное решение, хоть и считается одним из наиболее простых в уходе вариантов, быстро навевает скуку. В отличие от классического подхода, создание пышных и плотных пейзажных зарослей позволяет со временем сформировать действительно многоликий ансамбль, в котором слились в единый образ сотни растений с различным характером.

Манжетки, герани и их компания по-прежнему отлично подходят для создания диких зарослей, но к ним можно смело добавлять растения с куда более ярким характером — великолепные флоксы с сортами самой разной окраски, эффектный молочай, неподражаемую текстурную красавицу руту душистую и пр.

Главную роль в создании эффекта зарослей безусловно должны играть правильно подобранные многолетники. Вернее, мощные, создающие густые кустики при плотной посадке или почвопокровные растения, способные полностью освоить выделенное им пространство. При правильном использовании они позволяют создать такой уголок, в котором из хаоса многообразия рождается удивительная радостная атмосфера и сказочная гармония форм и красок.

Герань, живокость, колокольчики, манжетки, пенстемон, очитки отлично сочетаются друг с другом и способны заполнить пространство на практически любых территориях. Традиционный набор многолетников можно расширить и котовниками, вероникой, вербейником, дельфиниумами, лавандой, турецким маком, аквилегией, тысячелистниками, плющами, космеями, камнеломками, пионами, рудбекиями, папоротниками и астильбами.

Но и без кустарников и декоративных древесных не обойтись. Если клематисы и розы на шпалерах и других опорах являются лучшим средством зонирования, ограничения пространства, создания гармонии между густыми зарослями и фоном, то некрупные кустарниково-древесные культуры являются главным средством введения вертикального разнообразия в структуру естественных посадок уплотненного типа.

Бересклет, остролисты, барбарисы, дерен — вот лишь несколько примеров растений, которые успешно справятся с нашей задачей. Особый шарм такие вертикальные акценты придадут любой композиции. Главное — выбирать не требующие практически никакого ухода виды, прекрасно растущие десятилетиями и при этом источающие аромат или покоряющие особо обильным цветением.

К примеру, спиреи, чубушники и сирень никогда не выходят из моды и уместны даже в густых зарослях, как и типичные пейзажные звезды — декоративные яблони, ива, вишни, плакучая шелковица. Не будут лишними в таком стиле и неприхотливые розы, в частности, шиповники и видовые клумбовые красавицы, гортензии с кизилом и кизильниками, представители семейства вересковых. К тому же, эти кустарники не боятся тесного соседства.

Проблемы с ощущением хаоса, беспорядка и даже запущенности в больших композициях, оформленных как густые заросли, можно решить при помощи неожиданно добавленных высоких цветников, аптекарских садиков и даже грядок.

Буквально поднимая композицию на новый уровень или играя с природными колебаниями высоты и сложностями рельефа, обыгрывая террасы, склоны, откосы, создавая несколько разных уровней композиции, можно добиться ощущения удивительной глубины и организованности. И в зарослях такая игра особенно эффектна.

В густых посадках важны детали

При создании уплотненных посадок важно помнить, что мелочей в экспериментах с естественным стилем не бывает. Густые заросли могут показаться слишком скучными, если не уделить достаточного внимания деталям.

Интересная кладка на дорожке, ведущей в зону с растениями с уплотненной посадкой, утопающие в зарослях шаговые тропинки, необычные бордюры, садовая скульптура, солнечные часы или поилка, неожиданно спрятанные в гуще растений скамейка или фонтанчик способны изменить пространство и сделать даже, казалось бы, «дикие» композиции более выразительными и эффектными.

Мотивы для идей лучше черпать у самой природы, не боясь неожиданно добавлять валуны или камни между растениями или использовать строгие акценты там, где царит лишь естественная красота густо посаженных и достаточно скромных растений.

А есть ли у вас в саду «дикие» уголки? Поделитесь опытом их создания в комментариях или на нашем Форуме.

Что такое куртина в ландшафтном дизайне, виды куртин, какие растения подходят и что нужно учитывать при посадке

На сегодняшний день мы практически не ограничены в посадочном материале для создания сада в любом стилевом решении.

Людмила рассказала, что учитывать при подборе растений для композиций в природном стиле, каких агрессивных растений стоит избегать и о том, как все разместить, чтобы достичь эффекта естественности.

Для начала несколько слов о себе. Почему тема садов в природном стиле стала вам близка?

Добрый день! Меня зовут Людмила, занимаюсь ландшафтным дизайном больше 20 лет. За эти годы мой послужной список в этом направлении вырос без всякой рекламы. Схема все годы была одна: пришёл-увидел-дайте телефон!

Новые заказчики появлялись благодаря старым… Два десятилетия дали огромный опыт, который, по-моему, есть большее, чем теория. Хотя, книги, а позже интернет, никто не отменял. И, смею признаться, до сих пор учусь! Да-да!

А теперь по теме NATURGARDEN. В одном из своих постов в Инстаграм я писала о своём детстве, которое прошло на Средней Волге. Заливные луга, поля, леса, слияние трёх рек, Жигулевское горы, Царёв курган…

Я впитала красоту этих мест! Цветущий дикий лук, ковыль, ромашки, колокольчики, чертополох, герань, злаковые… Травы-травы!

При проектировании садов, если заказчик не возражает, всегда стараюсь оставить дикий уголок в саду или создаю его заново. Это, во-первых, убежище для полезных насекомых и птиц, а во-вторых, красиво!

На сегодняшний день мы практически не ограничены в посадочном материале для создания сада в любом стилевом решении. Тема природного сада нова, но и здесь выбор растений большой.

Какие существуют правила посадки подобных цветников?

Правила посадки? Начнём с требований! Почва, отношение к влаге, одинаковые требования к кислотности, морозоустойчивость именно вашей зоны, декоративность и неприхотливость. Вы обязательно это должны учесть при подборе растений.

Отношение к свету? Это менее важно, потому что практически нет растений, которые не выносят солнца. Есть растения теневыносливые, но нет растений тенелюбивых! Бузульник, пожалуй, единственный, кто при малейшем недостатке влаги «вешает» листья на открытом солнце.

И, конечно, подбирайте к злаковым цветущие многолетники такие, что остаются красивыми и после цветения. Если вы не изучите характеристики каждого растения сами, то доверьте подбор специалисту.

Как нужно разместить растения, чтобы достичь эффекта естественности? Всегда ли такие посадки выполняются рассадным способом или же посев также возможен?

А теперь мы поговорим непосредственно о посадке растений природного сада. На первый взгляд кажется, что в таком саду все растёт несколько хаотично. Многолетники, летники… Летники, конечно, блуждают в отличии от многолетних растений.

Чтобы не случилось совсем уж диких зарослей, мы должны упорядочить наш сад. Продумать лучше заранее что сажать и куда сажать. Пит Удольф прежде прорисовывает свои сады. Мы не будем это исключать тоже!

Понимаю, что не каждый может позволить себе купить посадочный материал уже подрощенный. Весной интернет-магазины рассылают корневища многолетников с открытыми корнями, которые стоят дешевле горшечных, а значит мы можем где-то сэкономить.

Есть риск при такой покупке. Я, в силу своей занятости, позволить себе этого не могу. Мне нужна картинка сразу! Вы можете выбирать. Многие задают вопросы по поводу посева семян. Имеет место и такой вариант.

Но вы должны понимать, что свежие всходы будут смотреться «картиночно» только по прошествии нескольких лет. И на постоянное место высадить их сразу не получится. Придётся ждать.

Когда растения набирают силу и разрастаются, есть ли необходимость регулировать их количество?

Этот момент обязателен! Друзья мои, выходите в сад, бросайте взгляд на своих подопечных! Любуйтесь, вдыхайте ароматы, но не забывайте о том, что красота требует…

Времени и труда! Помните шутку? Пришла домой, пыль лежит… Дай, думаю, и я полежу! В доме — пыль, а в саду кусты — цветы лягут.

А как быть с прополкой?

Её кто-то отменял? Любой сад требует заранее подготовленной почвы. Главное, не пускайте на самотёк любые посадки, вносите коррективы, обходите агрессивные растения.

И ещё! Чтобы минимизировать уход за садом, сократите список «хотелок». Вам нужна коллекция или малоуходный сад?

Какой лимит видов не стоит превышать?

— Мы говорим про пейзажный сад?
— Да.
— Иногда очаровывает минимализм. Я всегда рекомендую обходиться небольшим списком, если не стоит задача — «бабушкин» огород.

Да, они ритмичны, но и состав не ограничен 2−3 видами.

Так я и не говорю о списке 3−5. Меня заказчики приглашают на переделку цветников, где в 3 сотках только ирисов 30 сортов, флоксов метельчатых 30, хризантем 10, розы, агрессивные злаки запущенные, монарда, рудбекия, астильба, хосты…

Мадамы уже не знают, что с этим ужасом делать! Предлагаю отобрать деньги и перестать коллекции собирать.

Раз уж прозвучала фраза об агрессорах, с какими растениями лучше быть осторожнее?

Выращивание некоторых злаковых, без изучения характеристик, может вас огорчить. Разговор идёт об агрессивных растениях, которые на лёгких почвах очень быстро подавляют соседей.

Это происходит настолько быстро, что вы и не заметите! Ползучими отводками они легко опутывают корни «скромных соседей» и только выкопка агрессора, и очищение захваченных растений будут вашими дальнейшими действиями. Поэтому и обращаю внимание на этот момент.

А теперь перечислю список агрессивных растений:

— элимус или колосняк;
— манник большой;
— мискантус сахароцветковый;
— двукисточник тростниковый;
— спартина перистая.

Осока, ковыль и ячмень гривастый могут захватывать территорию самосевом. Пожалуйста, учитывайте эти моменты при прорисовке своих злаковых садов! Кто предупреждён, тот вооружён!

Сейчас много пишут о том, что на зиму не срезают отцветшие растения в природных композициях. Для всех ли видов можно применить этот «тренд»?

Для злаков точно! А потом, злаковые делают архитектуру сада и зимой.

Не будет ли весной мешать прошлогодняя масса отрастанию молодых побегов?

Весной злаки нужно обрезать в начале вегетации. Предвижу вопрос: когда? Правильно, есть злаки, которые начинают просыпаться раньше, а есть и те, что идут в рост при устойчиво тёплой погоде.

Обрезаем все! И обязательно подкармливаем. Я предпочитаю внекорневые подкормки, потому что удобрения начинают работать намного быстрее и эффект от таких подкормок на лицо.

В преддверии праздников, что бы вы могли пожелать нашим читателям?

Самый красивый праздник чуда и волшебства приходит к нам! И в душе мы остаёмся детьми, по-прежнему. Пусть у вас будет много радостных моментов, из которых и состоит наша жизнь!

Пусть ваши близкие люди дарят внимание и заботу! Здоровья вам! И каждый сад или маленький садик, сделанный вами приносит счастье и удовлетворение. Всех благ!

Ссылка на основную публикацию